Семерка не раз встречается в Библии: "И поставил Авраам семь агниц из (стада) мелкого скота особо...", "И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега...", "И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился..." и т.д. В конце концов, смертных грехов тоже семь.
Универсальность числа "семь" подчеркивали многие исследователи проявлений числового символизма в различных культурах. Основательница Теософского Общества Елена Блаватская дала подробный список тех областей бытия, где число семь проявляет свою священную природу: "Употребление числа семь никогда не было ограничено одной народностью. Это достаточно свидетельствуют семь ваз в Храме Солнца около развалин Бабиана в Верхнем Египте; семь огней, на протяжении веков постоянно горящих перед алтарем Митры; семь священных храмов арабов; семь полуостровов, семь островов; семь морей; семь гор и рек Индии и Зохара; еврейские Сефироты или Духов; семь созвездий, упомянутых Гезиодом и Гомером; и все нескончаемые семеричности, которые встречаются востоковедами в каждом открытом ими манускрипте". Так что же это за таинственное число такое?
Версий о происхождении "магической" семерки существует немало. Есть среди них и "космический" вариант, связанный с членением лунного месяца. Сторонники "космической" гипотезы считают, что для первобытного охотника лунный месяц естественно распадался на недельные (или двухнедельные) интервалы. Ведь с такой периодичностью протекало столь важное явление, как, например, смена погоды (в умеренных широтах). То, что мы сейчас назвали бы гигиеной матери и ребенка, неизбежно должно было следовать этой же ритмике. (В недалеком прошлом у узбеков для новорожденного и роженицы считали особенно опасными пятую, седьмую и девятую ночь после родов.) А сегодня медикам известно, что осложнения при инфаркте миокарда в далеко отстоящих друг от друга городах происходят синхронно с квазипериодом 6 дней плюс-минус 1 день, что обострения шизофрении подчиняются той же закономерности (периоды около 5, 7 и, возможно, 9 дней). Подобная цикличность есть у бактерий и, вероятно, у растений. Кроме того, околонедельные вариации можно наблюдать на химических реакциях.
Интересную гипотезу выдвинул в 1956 году американский психолог Дж.А.Миллер. В статье "Магическое число семь, или Плюс минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию" он предположил, что число семь – это "порог", за пределами которого резко возрастают трудности нашего логического восприятия. Как правило, человек не может запомнить сразу более семи слов, предметов или цифр, если не разобьет их на несколько групп (как это обычно делаем мы, запоминая семизначный номер телефона). Из опытов, проводимых учеными, известно, что обычный человек способен идентифицировать любой из пяти или шести уровней громкости звуков, запоминать их. А также любой из пяти или шести тонов. Но затем начинает делать ошибки. Человек запоминает примерно пять-шесть различных вкусовых концентраций, примерно семь цветовых тонов по яркости. И так далее... Также исследователи выявили еще одну особенность. Случалось, например, что испытуемый отлично запоминал пять единиц в группе высоких звуковых тонов, а затем – отдельно – пять единиц в группе низких тонов. Казалось бы, при объединении всех десяти тонов в одну группу испытуемый должен по-прежнему узнавать их – увы, способность к различению снова устанавливалась на уровне пяти-шести, максимум – семи тонов. Подобные опыты проводились и с другими символами – цветовыми, линейными... Люди легко запоминали до семи символов, отдельно запоминали семь других, однако новые символы тотчас же вытесняли старые. Опять получалось семь символов, не больше. Ограниченность объема человеческого восприятия проявляется и в бытовых ситуациях. Например, когда в гости приходят более семи человек, то компания тот час же разбивается на группы. А польский социолог Анджей Матейко, изучавший условия творческого труда, пришел к выводу, что оптимальная численность дискуссионной группы в научном коллективе равна именно семи членам. При меньшем количестве участников дискуссии на каждого падает чрезмерная нагрузка, при большем – теряется вклад отдельных членов и кто-то один начинает доминировать над остальными. Кстати, ясно, почему обычно в легендах, книгах или на экране действуют команда, состоящая не более чем из семерых героев, – "Семеро смелых", "Семь самураев" и т.д. Во-первых, если бы их было больше, то они бы, несомненно, тут же разбились на две группы и начали действовать независимо друг от друга. Во-вторых, мы бы не смогли хорошо запомнить каждого участника команды.