Как отмечали сами торговцы на III гражданском форуме "Власть. Бизнес. Общество", посвященном розничной торговле, среди наиболее веских причин тому - усиливающаяся конкуренция и административные барьеры. Организуя сеть магазинов в региональном центре, им приходится преодолевать сопротивление властей и активно работать с торговыми компаниями, уже имеющими вес и значительную долю на местном рынке.
По подсчетам аналитиков, чтобы окупить затраты по продвижению торговой марки, нужно построить 5-7 магазинов в одном регионе. На такой шаг требуются серьезные капиталовложения, которые с трудом возвращаются, учитывая узость местных рынков, а также увеличивающиеся по мере удаления от Москвы финансовые потери на транспортировку товара. Риск слишком велик, и зачастую инвесторы просто не идут на развитие торговых сетей в провинции. Так, по данным компании Ernst&Young, создание обширных региональных сетей с одновременным продолжением развития в Москве и Санкт-Петербурге может потребовать от крупных сетей финансирования в размерах, превышающих $100 млн/год. Разумеется, принять на себя такой риск могут в России немногие банки и инвесторы.
Впрочем, как отмечают эксперты, что через пару лет можно ожидать насыщения московского рынка. На рынке конкурируют между собой более 20 сетей супермаркетов. Кроме того, работают примерно столько же специализированных магазинов. Обороты розничной торговли в столице превышают на сегодняшний день аналогичные показатели в крупнейших городах России примерно в девять-десять раз. Даже с учетом денежной массы, обращающейся в Москве, когда-то этот рынок должен наполниться. Поэтому продвинутые участники рынка розничной торговли ищут "пути на восток", стремясь все же распространить свою деятельность на регионы.
Однако, на взгляд региональных представителей торговли, экспансия из столицы может оказаться убийственной не только для них как представителей бизнеса, но и для местных бюджетов. Поскольку в Москве крутится, по различным подсчетам, около 80% всех финансов страны, конкурировать с "москвичами" местным торговцам нелегко. Приходя в регионы, те активно демпингуют, ставя под угрозу тот бизнес, который до этого существовал. С одной стороны, так проявляются законы рынка: выживает сильнейший. Но, с другой, - от перемены мест слагаемых страдает, в том числе, и город, подвергшийся "атаке". В силу территориальной принадлежности головного офиса Москве та часть налогов от работы торговой сети, которая могла бы оставаться городу, уходит в федеральный центр. Последствия вполне очевидны. Поэтому неудивительно, что во многих регионах "приходящий" бизнес испытывает на себе сильное воздействие местной бюрократии.