Руководители всех четырех прокремлевски настроенных партий предложили поправить это положение в том плане, что вообще все решения РЭК должны согласовываться с федеральным центром. В нижней палате поправки были одобрены большинством и уже получили также одобрение кабинета министров и ФЭК. Как пояснил позицию главного регулирующего энергетику органа страны заместитель главы ФЭК Игорь Редькин, они "практически подержали эти поправки, цель которых в том, чтобы центр мог управлять энерготарифами в регионах".
Однако сенаторы, посовещавшись, пришли к выводу, что сейчас закон предусматривает и без того сильное влияние федеральных органов на действия региональных комиссий. Руководитель комиссии по естественным монополиям верхней палаты парламента Владимир Межевич отметил, что "суть решений, присланных регионами, отрицательна… на их взгляд, действующее законодательство предусматривает достаточные рычаги влияния центра на тарифы".
Собственно, вокруг права на управление величиной тарифов – кому оно должно принадлежать и в какой степени – дебаты ведутся давно и с переменным успехом. Для регионов возможность самостоятельно определять стоимость тепла и света служила до последнего времени дополнительным способом как-то поправить перекос в обеспечении местных бюджетов. Но сейчас право устанавливать тарифы у них, по сути дела, отобрали, оставив на усмотрение РЭК лишь менее значимые вопросы. Если регулирующая роль центра будет увеличена еще больше, может случиться, что российские регионы снова уравняют между собой, оставляя без внимания специфику каждого из них.
Предложение думцев, как полагают в СовФеде, носит в чистом виде популистский характер. Дескать, смотрите, мы уменьшаем произвол местных чиновников; сверху виднее, и мы, народные избранники, не позволим налагать дополнительные поборы на беззащитное население. По мнению сенаторов, поправки предполагалось принять только на период выборов в парламент в декабре этого года и президентских в марте 2004 года. В целом же они противоречат стратегии энергореформы, открывающей свободный рынок энергии, и ущемляют права регионов. В любом случае, с инициативой из Госдумы стоит подождать до конца выборов, и тогда, вполне вероятно, необходимость внесения поправок "исчезнет сама собой".
В Совете Федерации считают, что влияние регионов на тарифы, устанавливаемые монополистами, следует не уменьшать, а, наоборот, усиливать. В связи с этим сенаторы собираются вернуться к пересмотру пакета энергетических законов. В частности, отклонив думские поправки в действующее законодательство, комиссия по естественным монополиям во вторник поддержала поправки в закон об энергосбережении, представленные Минэкономразвития. Меры, предложенные экономическим ведомством, направлены на поддержание рыночных механизмов определения стоимости электроэнергии. Они предусматривают экономические стимулы энергосбережения и использования альтернативных и восполняемых энергоресурсов.
Кроме того, на заседании комиссии по естественным монополиям в очередной раз прозвучали предложения представителей МЭРТ по созданию конкурентного рынка компаний, занимающихся энергосбережением. "Новая концепция закона об энергосбережении прописывает все вещи, связанные с компетенцией в этой сфере, от центра до муниципалитетов. В конце мая мы намерены внести этот законопроект в правительство", - сказал Вячеслав Кравченко, руководитель департамента Минэкономразвития по реструктуризации естественных монополий.