|
"Идиот" вызывает интерес уже потому, что его снял человек, воплотивший на телеэкране "Собачье сердце", да так, что у любого современного читателя образы Шарикова, профессора Преображенского и доктора Борменталя уже ни с кем другим не ассоциируются, кроме как с исполнителями из этого замечательного фильма. До этой экранизации Владимир Бортко снял популярную в советские времена комедию "Блондинка за углом", которую зрители помнят скорей благодаря броскому названию и звездному составу, чем сюжету. Впрочем, все последующие работы режиссера – "Афганский излом", "Удачи вам, господа!" и в особенности сериал "Бандитский Петербург" – заставляли с недоумением вопрошать: да тот ли Бортко, что потрясающе экранизировал Булгакова, снял всю эту туфту? Полноте, может, однофамилец?
Ан нет, за Федора нашего Михалыча взялся все тот же автор, и ощущение от его работы, мягко говоря, двойственное.
|
Хотя подобный эксперимент был уже проделан в картине "Даун Хаус" по сценарию Ивана Охлобыстина, что, возможно, наложило свой отпечаток на постановку Бортко, постаравшегося максимально приблизить образы персонажей к эстетике XIX века и уйти от осовременивания классики. В этом, как декларируется в пресс-релизах, будто бы заключена "фишка" постановки. Как в свое время буквально прочли Булгакова, так давайте теперь Достоевского (авторы дают развернутую версию романа, со всеми его боковыми сюжетными линиями). Однако в искусстве удавшиеся самоповторы – редкость, творчество все время требует от художника развития.
С этой точки зрения все находки, даже на уровне картинки, в новом "Идиоте" мало чем отличаются от испытанных приемов в "Собачьем сердце": та же палитра, серые и коричневые фильтры, засыпанный песком асфальт, яркие световые переходы и отбивки, тщательно воссозданные костюмы и декорации, чтоб все "как у Достоевского"... Да и в целом задача стояла принципиально иная, чем создать художественный фильм "по мотивам", – современный зритель романа не читал и ему надо все разжевать и в рот положить. В этой связи плохо только одно – то, о чем я твержу из года в год: кино может быть каким угодно, только не скучным. А вот в этом качестве "сериал сезона" представляется образцово неудачным.
Даже не в силу того, что Евгений Миронов, похудевший ради этой роли на 10 килограммов, как выясняется, у хороших режиссеров может сыграть гениально, а вот со средним как-то не справляется. Просто в данном случае мы видим отсутствие у актеров какой-либо самостоятельной творческой концепции, помимо традиционной, стандартной и максимально приближенной к "типичному зрителю" государственного телеканала, который, видимо, представляется авторам унылым обывателем с довольно плохим вкусом и низким IQ.
Поэтому я скорее удручен увиденным, чем воодушевлен, хотя отдаю должное усилиям и вложенным средствам – сериал выглядит как натуральное кино. Все же мне кажется, что и пырьевский неоконченный "Идиот" с Яковлевым, и куросавовский, где персонажи носят другие имена, и даже охлобыстинский стёб с Федей Бондарчуком – куда более концептуальные продукты, чем это растянутое на две недели унылое и предсказуемое в каждом последующем повороте действо. Хотя и красиво снятое.
Возможно, я ошибаюсь и в финале нас ждет откровение, катарсис и прочие подобающие экранизированному шедевру Ф.М. вещи, но что-то сомнительно.
|
В общем, пока "Идиот" скорей разочаровывает, хотя и не убийственно. По моим ощущениям, это и не провал, но и не новое слово, о котором будут помнить поколения телезрителей. Возможно, тема на сегодня несколько неблагодарная – ну не умеют нынешние молодые актеры сколь-нибудь натурально изображать позапрошлый век, что и в прошлогоднем аналогичном "хите сезона" – "Азазеле" – было очень заметно и вызывало раздражение.
Но там хотя бы присутствовала постмодерновая концепция, была попытка поиграть в детектив, а тут масштабы картины мира величайшего писателя хоронят под собой всякую авторскую свободу, превращая философскую притчу в банальную мелодраму. А это очень скучно.