|
Исследование, завершенное в четвертом квартале 2002 г., показало, что только 26% руководителей европейских компаний характеризуют экономику ЕС как растущую, в то время как в третьем квартале 2002 г. такого мнения придерживались 30% топ-менеджеров, а во втором – 50%. 47% колеблются в своей оценке, из них 29% настроены оптимистично, а 24% европейских руководителей относятся к перспективам роста с пессимизмом. Для сравнения: по результатам третьего квартала прошлого года скептики составляли 17%, а во втором квартале – всего 9%.
Кстати, по этим показателям представители США не отрываются от европейцев – 23% говорят о росте экономики, 47% не уверены в ее будущем. Зато значительно меньше пессимистов. К ним относится всего 14% руководителей крупных корпораций. И, в отличие от ЕС, 27% топ-менеждеров считают, что экономика их государства имеет хорошие перспективы в ближайшем будущем.
Говоря о мировой экономике (в общем, зависящей от развития крупнейших ее участников – ЕС и США), 38% европейских лидеров корпораций отмечают положительные тенденции. Это больше, чем в третьем квартале (27%), однако меньше, чем во втором квартале 2002 г. (43%). В Америке на мир смотрят куда более критично. Только 27% руководителей компаний положительно оценивают перспективы мировой экономики.
В соответствии с этими цифрами находится и отношение топ-менеджеров к росту своего собственного бизнеса. В Европе большинство руководителей ожидает в 2003 г. небольшого роста, в среднем на уровне 3,5%. В Соединенных Штатах перспективы отраслевого роста оцениваются с большим оптимизмом: по прогнозам, увеличение доходов составит в среднем 6,7%.
Как полагает Фрэнк Браун, руководитель Всемирной группы по оказанию аудиторских и консультационных услуг компании PricewaterhouseCoopers, "крупные компании, особенно в Европе, уделяют первостепенное внимание производительности и вынуждены изменять свои оценки из-за невысоких темпов продаж". По его мнению, достичь оживления деловой активности "будет гораздо сложнее при том, что сужающаяся база занятости и страх перед увольнениями сдерживают рост потребительских расходов".
Более оптимистичные взгляды представителей крупного бизнеса США на ближайшее будущее можно отнести к природной американской жизнерадостности. В условиях, когда доллар падает по отношению к евро, а в разговорах об американской экономике из уст в уста передаются слухи о стагнации производства, - руководство компаний в Соединенных Штатах по-прежнему уверено в экономическом росте. Вера в "американскую мечту" сделала этот народ великой нацией и помогла пережить Великую депрессию. Вероятно, та же вера в собственные силы останется двигателем прогресса для американцев и в нынешней экономической ситуации.