|
Ожидается, что окончательное соглашение между "ЮКОСом" и CNPC будет подписано осенью. По словам Ходорковского, эта сделка оценивается в $150 миллиардов. А пока "труба" еще не построена, "ЮКОС" продолжит поставки в Китай по железной дороге. На прошедшей встрече руководители нефтяных компаний также договорились об увеличении экспорта по железной дороге с 2 до 6 млн т с 2003 по 2006 год.
"Возможное подписание контракта с Китаем, безусловно, явится знаковым событием и для "ЮкосаСибнефти", и для страны, - отмечает начальник аналитического отдела инвестиционного департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Поставленная президентом цель удвоения ВВП за десять лет выполнима лишь в одном случае - если мы выйдем на новые мировые рынки (то, что локомотивами роста будут являться ТЭК и металлургия, не вызывает сомнений - другой конкурентной продукции в сжатые сроки Россия создать не сможет). Планы ведущих российских нефтяных компаний сохранить двукратные темпы роста добычи в ближайшие годы также являются реальными лишь в одном случае - получении доступа на новые рынки. Наличие стратегических долгосрочных соглашений с Китаем значительно повышает привлекательность "ЮкосаСибнефти" в глазах инвесторов. "ЮКОС" может получить гарантированного потребителя-монополиста. Таким потребителем может стать Китай. Соглашение между CNPC и "ЮКОСом" может быть подписано уже в сентябре сего года, причем в присутствии премьер-министров России и Китая. Для "ЮКОСа", как и для России, этот контракт чрезвычайно выгоден. Он может стать определенным "локомотивом" в проекте строительства нефтепровода Ангарск-Дацин. Ранее обсуждалось два варианта - строительство нефтепровода до Находки с ответвлением в китайский город Дацин, и строительство только до Находки, с возможностью экспорта нефти в разные страны Юго-Восточной Азии. В результате очевидно, что "китайский" вариант победил".