|
Собственником газопровода на морском участке является совместное предприятие, образованное "Газпромом" и итальянским концерном ENI. В октябре прошлого года СП завершило прокладку первой нитки трубопровода по черноморскому дну пропускной способностью в 4 млрд. куб. м в год, а 30 декабря первая очередь всего проекта была официально сдана в эксплуатацию. Предполагалось, что в нынешнем году через "Голубой поток" Турция импортирует 2 млрд. куб. м российского газа, а в течение последующих 7 лет этот импорт будет возрастать на 2 млрд. куб. м ежегодно. Коммерческие поставки начались в середине февраля, но уже 12 марта турецкая государственная трубопроводная компания BOTAS (участник проекта с турецкой стороны) прекратила отбор газа из черноморской трубы. Первоначальная версия – в связи с техническими неполадками, затем – этот газ, дескать, слишком дорог. Истинная же причина в том, что он Турции просто не нужен. Кстати, осенью прошлого года "Газпром" уже пошел на уступки, сократив как плановые объемы поставок на 2003 год (вдвое), так и цену на газ (на 9% – до $115 за 1 тыс. куб. м). Правило "take or pay" вступает в силу только с 1 июля (до этого срока предусмотрен "период начальных поставок" без твердых обязательств по их объемам). 15 июня ценовая проблема должна обсуждаться на заседании турецко-российской межправительственной комиссии по экономическим вопросам. Если договориться не удастся и турецкие друзья действительно подадут в арбитражный суд, то едва ли вердикт окажется в их пользу. Однако рассмотрение дела – процесс не быстрый, а на это время суд может приостановить действие контракта, чего, собственно говоря, турки и добиваются.
В прошлом году похожие проблемы у них были с Ираном, долгосрочное соглашение с которым о газовых поставках на условиях "take or pay" было заключено в 1996 году. Там тоже сильно сдвинулись сроки, и такие поставки начались только в 2001 году. К 2007 году импорт иранского газа, согласно взятым Анкарой обязательствам, должен достичь 10 млрд. куб. м; на прошлый же год было запланировано 3 млрд. куб. м. Однако в июне 2002 года турки отказались забирать иранский газ под предлогом его плохого качества. Компромисс удалось достичь осенью, когда Тегеран согласился существенно уменьшить объемы и цену.
От "Газпрома" BOTAS добивается сейчас снижения цены до $75 за 1 тыс. куб. м, что намного ниже уровня рентабельности проекта. Не исключено, что на заседании межправительственной комиссии в июне стороны все же придут к полюбовному соглашению. Однако дополнительный газ по "Голубому потоку" BOTAS девать все равно некуда, кроме как закачивать в хранилища, а те, возможно, и без того уже скоро переполнятся. Стоит ли тогда вообще платить, если есть шанс заморозить контракт?
Турция просто задыхается от перенасыщения природным газом. При этом в самой стране нет сколько-нибудь значимых месторождений голубого топлива, зато их много в ее "окрестностях". Турки сами опутали себя целой сетью долгосрочных (на 20-25 лет) соглашений по импорту газа, по которым обязаны закупать его гораздо больше, чем могут "освоить". Проблема в том, что, во-первых, BOTAS с упорством, достойным лучшего применения, в своих прогнозах постоянно завышает (причем очень сильно) объемы внутреннего потребления, а во-вторых, Анкара лелеет амбициозные планы стать одним из ведущих игроков на европейском газовом рынке за счет реэкспорта. Так, за несколько дней до грозного заявления Гюлера высокопоставленная турецкая делегация обсуждала в Ашхабаде с президентом Ниязовым перспективы поставок через Турцию в Европу туркменского газа, в том числе – как один из вариантов – с использованием "Голубого потока". В апреле прошлого года было подписано соглашение о прокладке газопровода от турецкого года Карачебей до греческого Комотини. Имеется планы сооружения газопровода в Италию, а также через Болгарию на Балканы и далее в Европу. В последнем случае вообще может получиться забавная ситуация, когда навстречу российскому газу, следующему в Турцию через Болгарию, будет идти российский газ, полученный Турцией по "Голубому потоку".
Поставки российского газа в Турцию через Болгарию в размере 12-14 млрд. куб. м в год осуществляются опять-таки по долгосрочному межправительственному соглашению. В прошлом году они составили, по данным министерства энергетики Турции, 11,6 млрд. куб. м, или 65% турецкого газового импорта. По долгосрочным соглашениям в Турцию поступает газ также из Алжира (4 млрд. куб. м в 2002 году) и Нигерии (1,2 млрд. куб. м). Даже с учетом того, что туркам удалось "минимизировать" поставки из Ирана (немногим более 1 млрд. куб. м), совокупный импорт в 2002 году – около 18 млрд. куб. м – вновь ощутимо превысил потребности страны в голубом топливе. Точные цифры неизвестны, но по оценкам, например, экспертов концерна ENI, внутреннее потребление не преодолело отметку 15 млрд. куб. м, притом, что по прогнозу BOTAS оно должно было составить не менее 19 млрд. куб. м. Европейские эксперты не ожидают значительного роста данного показателя и в текущем году, хотя BOTAS прогнозирует его на уровне аж 25,8 млрд. куб. м.
Надо сказать, что сама BOTAS регулярно – раз в два-три месяца – корректирует собственные прогнозы в сторону уменьшения. Тому есть объективные причины; прежде всего – не столь резвые, как на то надеялись, темпы выздоровления турецкой экономики после кризиса и задержки с вводом в строй новых газовых электростанций. Однако и многократно обновленные прогнозы вызывают у западных аналитиков скепсис. Так, к 2010 году BOTAS ожидает рост внутреннего потребления газа до 55 млрд. куб. м, а по мнению экспертов ENI оно в лучшем случае достигнет 38 млрд. При этом обязательства Турции по закупкам газа в соответствии с действующими контрактами составят к тому времени почти 50 млрд. куб. м в год. Помимо уже упомянутых соглашений, это еще контракт на закупки азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз на Каспии (извлекаемые запасы – 625 млрд. куб. м), для чего будет построен газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум. Поставки должны начаться в 2006 году и достичь 6,6 млрд. куб. м в год, из которых 3 млрд. будут переправляться в Грецию.
За исключением в общем-то скромного греческого проекта, все остальные планы реэкспорта остаются пока в сфере мечтательных предположений. В этих условиях нынешние конфликты BOTAS с Ираном и "Газпромом" могут оказаться еще цветочками, а ягодки будут впереди, когда Турция с удесятеренной энергией начнет отбиваться от голубых потоков. Если же турецкие мечты сбудутся, то у "Газпрома" появится другая головная боль – новый серьезный конкурент на европейском рынке.