|
Из скупых пояснений ЦОС ФСБ следует, что большая часть задержанных – выходцы из Средней Азии, преимущественно Киргизии и Таджикистана. Этому есть свое объяснение. До начала 90-х гг. о "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" вообще мало кто слышал. Одно из ответвлений "Братьев мусульман", "Партия исламского возрождения" была создана палестинцами в 1952 году в Иерусалиме для борьбы с государством Израиль. Охотников "сбросить евреев в море" и тогда было множество, и потому последователи судьи шариатского апелляционного суда Таки ад-дин Набхани аль-Фаластини (он был основателем партии, а после его смерти в декабре 1977 г. амиром "Хизб ут-Тахрир" стал палестинец Абдул Кадим Заллум, проживающий в Иордании) затерялись на периферии исламского радикального фронта. Однако "истины", проповедуемые "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", оказались востребованными и через полвека. Главная цель партии – возвращение мусульман к исламскому образу жизни. И этой цели можно добиться при создании нового государства, основанного на принципах шариата, объединяющего весь исламский мир, – Халифата. Хорошо знакомая повестка дня.
Подлинное возрождение партии произошло в начале 90-х, на гребне процессов, разрушивших Советский Союз. Появление самостоятельных среднеазиатских республик предоставило радикалам возможность реализовать свой шанс. Еще осенью 90-го возникает "Партия исламского возрождения Таджикистана" – некий филиал "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". Одна за другой появляются отделения партии в Таджикистане и Киргизии (Ошский и Джелалабадский районы). Штаб-квартира из Иордании переносится в Афганистан. В Средней Азии "Партия исламского возрождения" скооперировалась с другим радикальным движением – "Исламским движением Узбекистана". Последнее, после разгрома в Узбекистане, осело в соседних республиках, где принялось в свою очередь мутить воду. Участники обоих движений получали от афганских талибов* деньги и оружие, обучались в афганских лагерях.
Однако в отличие от своих партнеров "Партия исламского возрождения Таджикистана" оказалась более гибкой с организационной точки зрения. На каком-то этапе своего существования она провозгласила отделение от головной структуры ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"), приняв свой устав и программу. В 1993 году лидеры ПИВТ провозгласили создание в Каратегине т.н. Гармской исламской республики, после чего деятельность организации была запрещена, а ее руководители эмигрировали в Афганистан и Иран. Однако позже часть из них вернулась в Таджикистан и даже заняла главенствующие позиции в рядах т.н. Объединенной таджикской оппозиции. Сегодня ПИВТ во главе со своим новым лидером, Саидом Абдулло Нури, заявляет о себе как о "партии конструктивной оппозиции" и сотрудничает с властями Таджикистана. Однако есть и экстремистское крыло партии. Летом прошлого года оно вошло в т.н. "Исламское движение Средней Азии" ("Хизб ут-Тахрир" сотрудничает там с Исламским движением Узбекистана и сепаратистами из Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китая). Штаб-квартира нового движения, по сведениям СНБ Киргизии, находится на территории Афганистана, в горном Бадахшане. Сегодня уже ясно, что часть этой экстремистской сети находилась в самом центре России.
Основная цель ПИВТ, как она сформулирована в ее программе, – "внедрение основ ислама в жизнь мусульман Республики Таджикистан". При этом основы ислама трактуются в духе ханифитского мазхаба – это одна из богословско-правовых школ суннитского ислама. Узбекские спецслужбы доказали причастность организации к взрывам в Ташкенте в феврале 1999 года. Органами национальной безопасности Кыргызской Республики установлено, что прием в ряды отрядов международных террористов производился после письменной рекомендации членов "Хизб ут-Тахрира". Организация явным образом радикализируется. Часть наиболее радикальных членов два года тому назад основали новое движение – "Хизб ан-Нустра" ("Партия победы").
Удар по российской ячейке "Хизб ут-Тахрира" обязательно отразится на ситуации в Средней Азии. Масштаб операции спецслужб говорит о том, что в силу каких-то причин – возможно политических, возможно оперативно розыскных – с присутствием в Москве активистов-радикалов некоторое время почему-то мирились. Если завтра из Таджикистана или Кыргызстана придут новости, схожие с теми, о которых мы говорим сегодня, – значит, Путину удалось склонить своих коллег по СНГ активнее включиться в борьбу с экстремистами.
* Организация запрещена на территории РФ