|
Эдвард Григ родился в городе Бергене, в Норвегии. Отец будущего композитора Александр был купцом и занимал пост британского консула в Бергене. Мать Гесина была хорошей пианисткой и давала сыну первые уроки игры на фортепиано. Учиться играть Григ начал в 6 лет.
В пятнадцатилетнем возрасте Григ отправляется на учебу в консерваторию Лейпцига, где он учится в классе фортепиано и композиции. Потом он всегда будет говорить, что консерватория ему страшно не нравилась.
Огромную пользу Григ получил от посещения концертов в знаменитом Лейпцигском Гевандхаузе, где он услышал фортепианный концерт Шумана. Заметное влияние на молодого композитора оказал и датский музыкант Нильс Гаде – он заметил талант Грига и всячески помогал ему. В тот же период композитор познакомился с Гансом Христианом Андерсеном, и впоследствии сочинил несколько песен на его тексты.
Решающее влияние на становление музыкальной индивидуальности Грига как национального композитора оказал Рикард Нурдрок. Он познакомил Эдварда с норвежским фольклором. С этого момента дальнейший путь Грига был ясен. Он посвятил все свое творчество романтическому национализму. В 1865 г. в Риме Григ познакомился с драматургом Ибсеном, а в 1874 г. получил приглашение написать музыку к его драме "Пер Гюнт".
Григ предпочитал малые формы, поскольку чувствовал себя в них более уверенным. Единственное крупное произведение композитора, которое по сей день присутствует в репертуаре исполнителей – фортепианный концерт, написанный в той же тональности, что и тот самый, услышанный им в Лейпциге, концерт Шумана ля-минор.
Между тем, выставка "Эдвард Григ — искусство и идентификация", посвященная 300-летию Санкт-Петербурга, была открыта в минувшую среду в залах Шереметьевского дворца. Эта экспозиция представлена Музеем-усадьбой композитора в Бергене, который открылся в 1928 г. в доме, где знаменитый композитор написал большинство своих музыкальных произведений.
"Петербургская выставка символична, потому что Эдвард Григ был знаком с российскими композиторами, художниками и всегда мечтал посетить Россию. Но, к сожалению, ему так и не удалось этого сделать", — отметил Кристиан Хеллан, мэр города Берген.
На экспозиции представлены нотные рукописи Грига, фрагменты переписки с музыкантами разных стран мира, в том числе и с Чайковским, а также личные вещи. Кроме того, там можно увидеть художественные инсталляции из дерева, реконструирующие обстановку рабочего кабинета и столовой, где работал и отдыхал великий композитор. Здесь же представлена открытка, посланная Григу в связи с 60-летним юбилеем в 1903 г. от имени Областного музыкального общества города Рязани.