Возвращение "белых братьев"

Читать в полной версии →
На Урале вовсю орудует "Белое братство", печально известное по киевскому скандалу 1993 года. Тогда главарей удалось посадить. Но Мария Дэви Христос вышла на свободу, и теперь секте нужны новые жертвы...




На Урале вновь проявляет активность небезызвестная "молодежная" секта под названием "Белое братство".

Расцвет ее деятельности пришелся на начало 90-х годов. В 1993 г. несколько тысяч молодых людей совершили поход на Киев, сопровождавшийся массовой истерией и волной самоубийств по поводу предсказанного лидерами секты "конца света". Тогда же в отношении гражданки Украины Марины Мамоновой-Цвигун-Кривоноговой-Ковальчук, "работавшей" под псевдонимом Мария Дэви Христос и стоявшей во главе данной организации, было возбуждено уголовное дело. Она была заключена под стражу. Естественно, все силы сектантов были направлены на то, чтобы создать ореол "мученичества" вокруг осужденных главарей секты, в числе которых находился и Юрий Кривоногов (псевдоним "Юоанн Свами"). Он, по сути дела, и являлся негласным руководителем данной тоталитарной секты.

В советское время Кривоногов работал на КГБ, и ему были отлично известны приемы гипноза и прочие методы психического давления на личность. А с гражданкой Цвигун он познакомился в Днепропетровске, оценил по достоинству ее способности, вскоре объявив ее "богом" на земле. Раньше она работала в днепропетровском райкоме комсомола, а позднее – в местной газете. После седьмого аборта пережила клиническую смерть, после чего у нее были галлюцинации. По "версии" самого Кривоногова, ее душа "вознеслась на небеса", оставив "место" для другой – божественной вселенской. С помощью КГБ-шных приемов он заставил в это уверовать всех своих сподвижников, не исключая и саму Марину.

Затем, как мы все помним, в первой половине 90-х гг. во многих городах России начало появляться множество листовок. Становясь все более истеричными, они, в конце концов, стали прославлять смерть как единственно возможный выход. В листовках всячески рекламировались мучения, которые потенциальный новообращенный просто-таки обязан принять от грешников. Предлагалось проклинать буквально всех: родителей, окружающих, Православную Церковь, телевидение, СМИ, правительства – все, что "роботизирует" сознание человека. Лишь Марина Цвигун со своим верным напарником Юоанном Свами могут избавить человека от гнета враждебной действительности – конечно, с помощью смерти во имя их бога.

"Конец света", назначенный на один из ноябрьских дней 1993 г., в Киеве встретили несколько тысяч молодых людей – те, кто пришел, а также местные приверженцы секты. По традиции, если секта объявляет свое собственное светопреставление, то события могут развиваться двумя путями. Либо ничтоже сумняшеся руководство "переносит" это действие на какой-либо другой срок, желательно, чтобы он отстоял по времени на несколько лет (так, например, всегда поступали вроде бы безобидные мормоны). Это самый мирный вариант. Либо, что самое страшное, все кончается массовым самоубийством (печальный пример "Давидовой ветви" в США 19 апреля 1993 года). Здесь же все предполагалось провести по второму сценарию, и несколько человек все-таки лишили себя жизни.

Как и любая другая более-менее удачливая секта, "Белое братство" обладало большими финансовыми возможностями. Действительно, чтобы обклеить большинство городов России листовками, деньги нужны немалые. К тому же гигантских расходов потребовала акция "конца света". Сами лидеры секты жили в то время в Киеве в шикарном особняке. Средства на все это добывались более чем традиционным для сект способом – с помощью самих же верующих, которые "дарили" верхушке свое имущество, движимое и недвижимое. Если человек уходит из семьи и принимает новую сектантскую веру, забота о материальных ценностях его больше не волнует. Такими "низшими материями" и прочими административными делами – конечно, только сугубо ради долга и необходимости, вынуждено заниматься заботливое руководство.

Когда, наконец, Марина Цвигун вышла на свободу, а случилось это в августе 1997 г., с ней же по амнистии освободили уже новую пассию "божественной души" – гражданина Ковальчука, ранее занимавшего важный пост в "Белом братстве", его называли "апостол Петр". А Кривоногов так и остался сидеть. Некоторое время после освобождения Цвигун по ряду причин скрывалась от своих бывших приверженцев.

Теперь у секты появился свой сайт в Интернете, весьма красочный и забавный. Мало-помалу деятельность "белых братьев" вновь начинает набирать обороты. В Екатеринбурге сектанты работают, в основном, на вокзалах и в прочих людных местах. Они ходят с гитарами по электричкам, как и их коллеги-коробейники, и поют песни о вечной любви, о божественной душе и т.д. Также предлагается видеопродукция и печатные материалы, в основном, содержащая графоманские стишки М. Цвигун (ныне – Ковальчук), ранее издававшиеся миллионными тиражами.

В екатеринбургской епархии РПЦ говорят, что "Белое братство" имело попытки зарегистрироваться в Екатеринбурге в качестве религиозной организации, однако безуспешно. Ныне изменился контингент лиц, завербованных сектой. Раньше это была, в основном, молодежь, теперь же среди сектантов можно увидеть также людей среднего и пожилого возраста. Большинство из них считают себя несчастными или разочарованы в жизни. "Только таких уязвимых людей может привлечь примитивный идеал любви, навязанный М. Ковальчук", так считают в епархии.

В заключение остается лишь перечислить названия наиболее заметных "доморощенных" сект (т.е. созданных на "российском" материале), действующих на территории современной России: движение Виссариона, бывший "Богородичный центр", ныне – "Церковь Божией Матери Державная", "Анастасия", движение Порфирия Иванова и некоторые другие. Основная масса секты создана на протестантском материале или же неоязыческие. Естественно, их общее количество столь велико, что поддается лишь приблизительному подсчету. Их изучение представляет немалый научный интерес.

Александр КОЛЧИН |
Выбор читателей