Германский паровоз на запасном пути

Читать в полной версии →
В 2001 и 2002 годах прирост германского ВВП составлял менее 1%, а в IV квартале прошлого и I квартале нынешнего года был зафиксирован отрицательный экономический рост




Экономика Европы пребывает в стагнации, причем едва ли не самое худшее положение – в Германии, обеспечивающей треть валового внутреннего продукта ЕС. Более того, здесь стагнация того и гляди перейдет в рецессию – уже сейчас былой "локомотив европейской экономики" все чаще называют ее "прицепным вагоном". В 2001-02 гг. прирост германского ВВП составлял менее 1%, а в IV квартале прошлого и I квартале нынешнего года был зафиксирован отрицательный экономический рост. Вопреки оптимистическим ожиданиям правительства и многих независимых аналитиков, в январе-марте 2003 года ВВП сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 0,2%. Уровень безработицы уже перевалил за 9,5% экономически активного населения. Официальные прогнозы прироста ВВП в целом за 2003 год теперь снижены до 0,75%, однако неправительственные оценки не поднимаются выше 0,5%. По мнению президента Союза работодателей ФРГ Дитера Хундта, "экономический рост будет лишь немного выше нуля, однако страна не соскользнет в рецессию". Большинство же экспертов убеждены, что роста не будет вовсе. Так, аналитики Barclays Capital отмечают, что германская экономика сейчас "флиртует" с рецессией, поскольку одновременное снижение внутреннего и внешнего спроса – это "летальная комбинация".

Особенно болезненным представляется падение внешнего спроса, учитывая, что экспорт традиционно являлся важнейшим фактором экономического роста в Германии. А здесь главная беда – взлетевший курс евро, подкосивший конкурентоспособность экспортного производства, значительная часть которого ориентирована на США, Великобританию и азиатские страны. К тому же, подорожавший евро увеличивает риск дефляции, способной еще более усугубить макроэкономическую ситуацию. По последним оценкам Федерального статистического управления, в 2003 году инфляция в Германии составит 1,1%. В то же время в некоторых отраслях промышленности уже наблюдается снижение цен. Эксперты МВФ считают, что если прирост германского ВВП в текущем году не превысит 0,5%, то в следующем страна, весьма вероятно, столкнется с дефляцией. Ситуация может начать развиваться по "японскому сценарию", когда дефляция, вызванная уменьшением спроса, провоцирует дальнейший спад деловой активности, образуя тем самым "замкнутый круг" и надолго лишая экономику перспектив выбраться из стагнации.

Падение темпов экономического роста резко обострило бюджетные проблемы. Так, объем налоговых поступлений, по прогнозам Минфина ФРГ, сократится в 2003 году на 8,7 млрд. евро. Германия, как и в прошлом году, опять вынуждена нарушить бюджетные требования, предусмотренные брюссельским Пактом стабильности и развития для государств еврозоны. Бюджетный дефицит, который, согласно данному документу, не должен зашкаливать за отметку 3% ВВП, составит в нынешнем году не менее 3,6% ВВП. В свою очередь, это ведет к росту государственного долга, превышающего уставленный Пактом лимит в 60% ВВП. Ожидается, что в 2004 году госдолг достигнет 66% ВВП. Как пишет в Die Welt президент Бундесбанка Эрнст Вельтеке, Германия может угодить в "долговую ловушку".

В немалой степени бюджетный дефицит связан с непомерными социальными расходами. К примеру, в прошлом году только на пособия по безработице правительство выплатило 48 млрд. евро. Следует упомянуть и такую проблему как сокращение численности и старение населения страны, сиречь абсолютное и относительное уменьшение доли экономически активных граждан, что увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и страхования. "Социальное государство", которым по праву так гордятся немцы, уже не справляется со своими обязательствами.

Именно в чрезмерном государственном регулировании экономики (имея в виду не только механизмы перераспределения, но и регламентацию экономической деятельности, в частности бюрократический контроль на рынке труда), а не в мировом экономическом спаде или других объективных факторах усматривают эксперты главные причины нынешнего экономического неблагополучия в Германии. По этому поводу в стране развернулась сейчас острая дискуссия. Недавно канцлер ФРГ Герхард Шредер выступил с программой реформ "Повестка дня 2010", которая предусматривает значительную либерализацию системы социального обеспечения и рынка труда. Либерализация должна также затронуть аграрный сектор, торговлю и рынок услуг. Предполагается радикальное сокращение социальных и некоторых других статей бюджета вкупе с повышением налогов. Как заявил министр финансов Ханс Айхель, все государственные расходы должны быть пересмотрены, социальные реформы – отложены, дотации – урезаны. Плану канцлера альтернативы нет, утверждает министр. Многомиллиардное сокращение расходов мыслится осуществить уже в бюджете-2004, чтобы добиться его соответствия требованиям Пакта стабильности и развития.

С необходимостью снижения бюджетных расходов (но не повышения налогов!) в принципе согласна и парламентская оппозиция, к которой Айхель обратился с предложением о сотрудничестве (идея сокращения дотаций поддержана, в частности, замом председателя фракции ХДС Фридрихом Мерцем). Однако в целом программа, выдвинутая Шредером, встречает серьезное сопротивление. С острой критикой выступил глава Союза германской промышленности Михаэль Роговский: "Тот, кто повышает налоги и, к тому же, обсуждает возможность нового значительного увеличения налогового бремени, не должен удивляться, что экономика не растет". По мнению Эрнста Вельтеке, несмотря на бюджетные трудности, "неправильным было бы именно сейчас повышать налоги или резко сокращать расходы государства", необходима "комплексная перестройка всей социальной системы". Бундесбанк ранее обнародовал собственную программу реформ "Пути из кризиса". Германская экономика, говорится в этом документе, страдает от "кризиса доверия", что выражается прежде всего в нежелании немецких корпораций осуществлять инвестиции у себя в стране. Очевидно, что повышение налогов росту доверия отнюдь не способствует.

По поводу же сокращения социальных расходов нет единства в рядах самой СДПГ, возглавляемой Шредером, тем более что социал-демократы всегда опирались на профсоюзы, а им "Повестка-2010" – что нож острый. Популярными предложенные меры уж никак не назовешь. К тому же, в стране в определенной степени укоренилось социальное иждивенчество. Так, при 4,7 млн. безработных имеется 1 млн. вакансий. Размер пособия по безработице составляет некий процент от утраченного заработка, постепенно уменьшающийся, но по прошествии 32 месяцев застывающий, причем уже без временных ограничений, на уровне не ниже 53-57%.

Удастся ли Шредеру осуществить задуманное – еще вопрос. Нельзя не отметить также, что многие важные аспекты экономической политики находятся в компетенции ЕС. Регулирование рынков со стороны Брюсселя довольно сильно бюрократизировано и далеко не всегда отличается эффективностью, будучи притом особенно обременительным для ФРГ как главного донора союзного бюджета. Это относится, например, к единой аграрной политике ЕС с ее колоссальными субсидиями сельхозпроизводителям. Угроза дефляции в Германии, как отмечают эксперты МВФ, в значительной мере усиливается вследствие весьма жесткого антиинфляционного курса, проводимого Европейским центральным банком (ЕЦБ).

Для других государств-участников Валютного союза риск дефляции не столь велик. Вместе с тем, политика ЕЦБ треножит экономический рост во всей еврозоне (несмотря на недавнее снижение ставки рефинансирования, остающейся, впрочем, все равно ощутимо выше ставки ФРС США). По данным Статистического управления Евросоюза, в I квартале текущего года ВВП стран еврозоны увеличился на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года, но не изменился относительно его IV квартала. По прогнозу Европейской комиссии, во II и III кварталах 2003 года прирост ВВП этих стран не превысит 0,4%. Действительное восстановление деловой активности может начаться не ранее конца года. Вот только хватит ли обретшим самостоятельный ход "вагонам" силенок, чтобы тронуть с места "локомотив", не желающий двигаться на собственной тяге?

Сергей ЭДУАРДОВ |
Выбор читателей