Гринуэй мертв, а Ленин – вечно живой

Читать в полной версии →
XXV ММКФ стремительно набирает обороты, предлагая зрителям столь богатую палитру из лент, снятых за последние пару лет, что трудно сделать правильный выбор. В течение фестиваля мы постараемся рассказать о наиболее интересных фильмах и их создателях

Глядя на большое количество фильмов, представленных на внеконкурсном показе ММКФ, зрителю довольно трудно сориентироваться, поэтому для первого краткого обзора я выбираю те, что были на слуху до сегодняшнего дня. Наверняка какие-то из этих фильмов выйдут в наш прокат, поэтому ограничимся краткими впечатлениями, а подробные рецензии будут представлены в свое время.


Чемоданы Тульса Лупера, Часть 1 (Tulse Luper suitcases, Part 1.The Moab Story)
Великобритания – Нидерланды, 2003
Режиссер: Питер Гринуэй




Все люди, любящие кино, делятся на две категории: одни Гринуэя обожают, другие могут смотреть лишь первые 15 минут любого его фильма, после чего сладко засыпают. Просыпаясь, они обычно молвят: "Гениально!", но после друзьям смотреть не советуют.

Лично я считаю, что великий и ужасный Питер Гринуэй снимает фильмы не для кино и показывать их на экране, где нет возможности нажать на паузу и прокрутить снова, – просто неразумно. Его последние произведения – это снятые на 35-мм камеру инсталляции замечательного (без всяких "но") видеохудожника, возможно самого интересного на настоящий момент в мировом кино, однако режиссерски, актерски и, самое главное, сценарно после "Повара, вора..." британцу сказать абсолютно нечего. К тому же и маэстро Найман (думаю, мировому успеху Гринуэя он способствовал процентов на 40) давно в титрах не фигурирует.

Понимаю, что этими словами режу сердце большинству зрителей первой категории, но увы – с 1989 года Гринуэй снимает одно большое полотно, следить за которым совсем уж утомительно. Обвинения в том, что кто-то "не понимает шутки гения", я решительно отвергаю. Кино – это специфический вид искусства, со своими законами, и, на мой взгляд, постмодернизм Гринуэя превратил его фильмы в нечто враждебное как зрителям, так и законам жанра. Да, кино может быть любым – затянутым, перегруженным авторской философией и т.д., и т.п. Любым – но только не скучным. "Чемоданы..." в этом смысле – апофеоз кинематографической претенциозности одного из столпов современного западного постинтеллектуализма. От которого в целом меня лично давно уже тошнит.


11 сентября (11.09.2001)
Режиссеры: Самира Махмальбаф, Клод Лелюш, Юсеф Шахин, Данис Танович, Идрисса Уедраого, Кен Лоуч, Алехандро Гонзалес Иньяритту, Амос Гитаи, Мира Наир, Шон Пенн, Шохей Имамура

Ну, тут все просто – магия цифр и лозунг "священных войн не бывает".

11 режиссеров из разных стран (почти все – известные фестивальные лауреаты разного калибра) сняли короткометражки о событиях 11 сентября, которые длятся ровно 11 минут и 9 секунд. Некоторые фильмы, сделанные в лоб – например, часть Кена Лоуча, который вспомнил об 11 сентября 1973 года в Чили, когда убили Альенде, или лента Миры Наир о мусульманине, объявленном сначала террористом и тут же национальным героем, – вызывают легкое подозрение, что авторы учились во ВГИКе в эпоху "железного занавеса", но есть и весьма симпатичные находки. В целом ленте присуща своя сложная логика. Например, комедия о том, как конголезские мальчишки ловят Усаму бен Ладена, удачно оттеняет довольно жуткую японскую притчу о человеке, после войны переродившемся в змею.

Самым классным мне показался испанский фильм, где за 11 минут на темном экране возникает лишь 9 секундных эпизодов падающих из небоскреба тел.

В общем, такой фильм стоит показывать в годовщину событий, хотя специально в кино я бы на него не пошел. Поелику очень уж идеологизированно и не развлекает вовсе, скорей удручает.


Гудбай, Ленин! (Good bye? Lenin!)
Германия, 2002
Режиссер: Вольфганг Беккер

А вот это кино – для обязательного просмотра.

Комедия о том, как в ГДР у любящего сына мама, известная социалистка-активистка, как раз в 1989 году впадает в кому и пропускает крушение Стены и объединение двух Германий. Лента хороша первую очередь неожиданным сюжетом. Мало я видал умных немецких комедий.

Юноше приходится скрывать от матери-инфарктницы, муж которой давно эмигрировал на Запад, бросив двоих маленьких детей, стремительное изменение политических реалий, дабы ее не хватил второй удар. Мама ведь перенесла всю свою женскую обиду на соседей по границе и стала пламенной революционеркой.

Когда же обман почти удается и семья живет как бы при старом режиме, выясняются вполне типичные и, понятно, трагические корни семейной драмы. Но стратегию обмана слишком поздно менять...

Это ситком, и, несмотря на не очень внятную актерскую (кстати, в картине играет Чулпан Хаматова) и режиссерскую работу (множество цитат и кинематографических заимствований – от построения кадра до саундтрека, не отыгранных идейно), у Беккера получилась действительно смешная и симпатичная картина. Первые полчаса кажется, что перед нами лубок о тогдашней жизни, в стиле "Маленькой Веры", но затем цепь весьма грамотно отыгранных комических ситуаций превращает фарс, как и положено, в мини-трагедию, чтобы вновь закольцеваться в комедию. А кадр, когда вертолет несет на тросе памятник Ленину (помните начало "Сладкой жизни"?) и почти врезается в ошалевшую мамашу, – маленький постмодернистский шедевр.


INTACTO
Испания, 2002
Режиссер: Хуан Карлос Фернандильо

В этом кино снялся Макс фон Сюдоф, как и Гринуэй почтивший своим присутствием наш юбилейный ММКФ, и, возможно, по этой причине фильм вызывает повышенное внимание публики. На мой взгляд, ожидания совершенно не оправданны, даже несмотря на мою любовь к шведскому актеру и испанскому кино в целом.

История, правда, рассказана довольно занимательная, а вот обыграна вполне тривиально. У человека, единственного из сотен выжившего в авиакатастрофе, наверняка какая-то особая фортуна. А у того, кто в немецком концлагере для евреев остался живым, – и подавно. Ну, и есть некоторое количество просто очень везучих людей, которые используют свои качества для игры на огромные деньги. Правила просты: кому из троих в темной комнате сядет на обмазанную патокой башку богомол или кто с завязанными глазами пробежит по лесной чаще и не разобьет лоб о сосну, тому достается ставка проигравших. Самый удачливый вообще заряжает револьвер без одного патрона и крутит русскую рулетку в морду сопернику. И прочие прибамбасы мистического толка, о которых не имеет смысла рассказывать, чтобы сохранить интригу.

Примерно в середине фильма сценарий полностью разваливается и все становится ясно и просто, как хозяйственное мыло. Финал вообще заставляет думать, что снимал не испанец, а американский специалист серии В.

В общем, этот фильм для общего развития посмотреть можно, но никаких откровений не ждите. Чтобы выразить несложный сюжетный ход, вполне достаточно было бы снять короткометражку из серии "непридуманные истории".

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей