Роковая Николь

Читать в полной версии →
После успеха "Танцующей в темноте" свой новый фильм Ларс фон Триер снимал в обстановке абсолютной секретности. Для актеров, не привыкших к такой атмосфере, была построена специальная комната, в которой они могли выплеснуть свои эмоции

Догвилль
(Dogville), Дания, 2003
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Николь Кидман, Джереми Дэйвис, Жан-Марк Барр





Первейший датский эстет, основатель группы "Догма", под лейблом которой снимались хиты европейского авторского кино, Ларс фон Триер в России давно стал синонимом понятия "артхаус". Его "Догвиллю", с повязавшей деревенскую косыночку любимицей режиссеров-тяжеловесов Николь Кидман, первее всех прочили победу в нынешнем Канне. На Каннском фестивале фильм, однако, под всеобщее недоумение прокатили с наградами. От этого, впрочем, последнюю ленту датского кинопринца в Москве меньше ждать не стали.

Хронометраж "Догвилля" мучительный: без малого три часа – это уже грань, за которой любое кино кажется издевательством. Но с из зала почти никто не ушел, а титры сопровождались убедительными аплодисментами. Все три часа герои топают по площадке размером не больше теннисного корта, из декораций – только мебель, вместо стен, лужаек и деревенской собаки – белые чертежи с подписями, смена времени суток – мерцание лампы дневного света, день – белый фон, ночь – черная пустота. Герои, как в пантомиме, открывают и закрывают несуществующие двери и стригут условные газоны, и торжество минимализма здесь впервые за долгое время у Триера – не голый художественный прием и не мутная метафора. Прозрачность стен – символ мнимой психологической открытости жителей Догвилля, которые, изображая из себя высокоорганизованную коммуну, хозяйничают в делах соседей и пришлой золушки в блестящем исполнении Николь Кидман.

Провинциальную тишину Догвилля однажды ночью нарушают сначала далекие выстрелы, а затем появление напуганной блондинки Грейс, умоляющей спрятать ее от гангстеров. Жители не хотят так просто пускать очаровательную, но подозрительную беглянку в свое сообщество и предлагают ей дать что-нибудь Догвиллю взамен. Грейс покладисто трудится, сближается со всеми сельчанами, а сам городишка с ее приходом расцветает и обновляется. Только... со временем милые простоватые догвилльцы оказываются монстрами, одержимыми пуританско-коллективистскими комплексами. В ответ на любое добро незваной золушки они топят ее в грязи, и с каждым днем все глубже.

В "Догвилле" Кидман зажигает ярче, чем в "Мулен Руж", ярче даже, чем в "Широко закрытых глазах" Кубрика. Страдания и отчаяние светящейся добротой и доверчивостью золушки удались ей превосходно. Восемь из десяти глав (фильм разбит на эпизоды-главы) она остается покладистой труженицей, которая бодро примеряет один терновый венок за другим, безропотно отдается угрожающим ей мужчинам и выносит пинки соседок-завистниц, падает от усталости и все же встает, гонимая желанием уладить все проблемы искренностью и добротой. Обычно подобные истории заканчиваются пафосно, но грустно: одиночке все равно придется бежать и скитаться, страдая от несчастной любви. Фон Триер – не обычный...

В историях датчанина поступки говорят больше, чем слова. Если какой-нибудь фестивальный Гринуэй стремится стать алхимиком формы, то фон Триер оставляет от нее лишь только каркас из белых линий. Он эксплуатирует последние тенденции кинематографа, уходит в занимательные визуально-звуковые эксперименты, но с непременным условием – весь пафос и мораль должны остаться понятны обычному зрителю, тому самому, со струнами души.


Фильм демонстрируется в рамках внеконкурсной программы ММКФ и выходит в прокат 26 июня в кинотеатрах "35 мм" (оригинальная копия с русскими субтитрами), "Горизонт", "Стрела", "Ролан", "5 звезд", "Киноцентр".

Игорь ВЕСЕЛОВ |
Выбор читателей