Кому на Руси жить хреново

Читать в полной версии →
Счастья – нет. Покоя – нет. Денег – вечно нет. Любовь – бывает, но плохо кончается. Такова жизнь, какой мы видим ее в кино. Что тут может порадовать? Ну, разве тот факт, что гонения на олигархов – забава интернациональная

Шик
Россия, 2003, 90 мин.
Режиссер: Бахтиер Худойназаров
В ролях: Ингебора Дапкунайте, Николай Фоменко, Андрей Панин




Есть мнение, что мы с кинематографистами живем в разных странах. Мы тут чего-то суетимся, деньги зарабатываем, в кино ходим, детей делаем, улучшаем жилищные условия, пьем пиво или даже водку. У них там кипят непонятные страсти, картонные люди переживают картонные трагедии, случается любовь, которая беспощаднее русского бунта. Люди разговаривают на языке, по лексике и фонетике напоминающем русский, но лишь напоминающем. Логика в их поступках отсутствует как таковая, а мотивация застыла на уровне Серебряного века, т.е. сплошь разврат, декаданс и нигилизм. Я в их страну не хочу, они о моей, похоже, и не подозревают. Нам приходится смотреть американское кино, а им – пламенный привет от питерских таксистов.

Три другана из приморского городка весело проводят время. Видимо, школьники старших классов и, видимо, на каникулах. Они маленько дерутся, покуривают, выпивают. Все делают картинно, напоказ. Жизнь не сверкает фейерверком, но и не бьет по глупым головам.

У каждого из троих есть ПРОБЛЕМА.

У одного – гулящая мачеха, которая ненавидит своего мужа (отца героя), правду сказать, нудного и ревнивого типа, подтрунивает над самим парнем и в целом выбивается из окружающего пейзажа. У второго – мать не нашла места в жизни: хочет играть на арфе, а вынуждена торговать чебуреками. Отец их бросил, имеет портняжную мастерскую, по вечерам пьет абсент. Третий – просто и незамысловато влюблен в торговку рыбой. Любовь выражает неадекватно – со страданиями в стиле молодого Вертера.

Все трое мечтают купить костюм (английская шерсть, ручная работа). Костюм висит в витрине и выполняет роль Мечты. Между героями и Мечтой стоит насмерть большая сумма денег, на добывание которой легальными способами у ребят фантазии не хватает. А значит, они бьют витрину, воруют, пытаются грабить. Счастливо обретенный наконец костюм, носимый ими по очереди, радости в жизни не добавляет.

Дикая смесь из реальности новой капиталистической и старой советской. "Кому на Руси жить совсем хреново". Привет от Некрасова. Проходит полчаса, пока появляется смутное понимание, о каком времени идет речь. Понимание приходит, а симпатия так где-то и прячется до самого конца.


Дикий мессия (Savage Messiah)
Канада, 2003, 91 мин.
Режиссер: Марио Аццопарди
В ролях: Полли Уокер, Люк Пикар

Канадцы захотели снять кино про сектантов. Чтоб про своих, канадских, да чтоб к тому же по реальным событиям. Захотели – стали искать. Но то ли климат у них холодный, то ли еще какая напасть – в итоге нашелся только один, причем очень мелкотравчатый, кореш. Зато свой!

В лесу живет маленькая толпа народа – секта, называющая себя коммуной. Т.е. всё вроде как общее, включая жен. Живут как обычно. Есть пророк, пара мужиков, девять женщин, более полутора десятков детей. Пророк пользуется непререкаемым авторитетом, что в основном означает, что может трахать кого угодно и когда захочется. Любит прогнать про новый мир, бога, любовь и рай на земле. Себя объявил то ли Моисеем, то ли Мессией – в общем, непростым парнем. Сам, ясно, не работает, да еще и бартер наладил с окрестными мужиками. Те ему, к примеру, машину дров, он им – сексуальные услуги коммунарок.

С Полой Джексон, работницей социальной службы, коммунары познакомились случайно, когда обратились к властям за материальной помощью – постройка рая на земле идет медленно, а жрать хочется уже сейчас. Приусадебное хозяйство посреди канадского леса не очень процветает, а детей в коммуне стабильно прибавляется с каждым годом. Наметанным взглядом разведенной женщины Пола мигом за благостным фасадом разглядела семейное насилие, обман и разные подлости. Но властям всё по барабану. Тут в коммуне умер ребенок, что вновь привлекло внимание социальной службы. Власти начали копаться в инциденте, обнаружили у мессии криминальное прошлое, но работа шла так медленно, что Пола решила объявить пророку личный джихад.

Как и большинство фильмов, основанных на реальных событиях, смотреть "Мессию" скучно. Прибавьте к этому канадское происхождение и социальный пафос... Полли Уокер в роли Полы Джексон старается, и получается у нее неплохо, а вот Люк Пикар явно косит под Роберта Де Ниро – пример для подражания хороший, но недосягаемый.


Леон (Leon)
Франция – США, 1994, 134 мин.
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Жан Рено, Натали Портман, Гэри Олдман, Дэнни Айелло

Писать о "Леоне" как-то глупо. Его видели все, а кто не видел, тому и не надо. Поэтому просто сообщим факт: "Леон" снова вышел на видео. Мы – исключительно за повторные релизы. Кто-то в свое время не успел посмотреть, забыл купить, потерял или испортил кассету – мало ли что могло произойти. Нужно дать людям шанс исправить положение или исправиться самим.

Данный релиз – режиссерская версия, которая на 28 минут длиннее прокатной. И это правильно. Нефиг художника обижать. Вот бы Рафаэлю посоветовали отрезать от картины полметра, а то "в проем не влазит и людям смотреть неудобно". Зато неправильно другое – качество перевода и дубляжа. Оно хромает на все четыре лапы: мелкие неточности, крупные погрешности, вольное толкование и часто несоответствующие контексту интонации. Кончено, не тот кошмар, что творился несколько лет на ОРТ, но тоже неприятно.

А всем, кто считает, что лучший фильм Бессона – "Подземка" или "Голубая бездна", мы авторитетно возразим: "Самый страшный зверь в лесу все-таки ЦАПЛ!"


Свободное падение (Fechaux)
Франция, 2000, 200 мин.
Режиссер: Бернар Стора
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Сэми Насери

Если в последнюю пару-тройку лет вам вдруг показалось, что преследования на родине, бегство за границу и написание там разоблачительных книг – удел исключительно русских олигархов, то вы не до конца правы. Нет, эта последовательность универсальна. Тяжела жизнь олигарха в любой стране, где его, как и пророка, не ценят, а норовят покормить за казенный счет лет 15-20.

Простой французский олигарх Поль Фершо (Жан-Поль Бельмондо) глядит в нехорошее будущее. Всю жизнь он давал взятки, чтобы получить строительные контракты. Взятки охотно брали. Благодарили. И вдруг все изменилось: арестован его брат, с самого Поля взяли подписку о невыезде, а следователь задает странные и пугающие вопросы. Вроде как сильно бояться пока нечего, но Поль не был бы тем, кем стал, если б не чувствовал опасность самыми интимными местами. В какой-то момент он срывается и бежит в Африку, где и хоронится посреди джунглей.

Коллегой по побегу стал молодой амбициозный юрист-недоучка Майк (Сэми Насери), не очень умный, но агрессивный парень. Майк понял, что ему выпал шанс и подзаработать, и подучиться. После года совместной подпольной жизни в Африке между беглецами складывается странный симбиоз. Поль привязался к Майку, к тому же он стар и очень не хочет помереть в одиночестве. Майк же отъелся, набрался наглости, хамит благодетелю, считая того уже не гением, а маразматиком, и не замечает, что старикан, несмотря на дряхлый фасад, еще десяток молодых сожрет. Просто ему интересно – кто есть Майк? Тварь дрожащая или способен преступить некую черту? Он ставит эксперимент, в котором на кону – его собственная жизнь.

ТВ-сериал в четырех частях, уже показанный по ТВЦ. Снят по мотивам романа Жоржа Сименона, что для еще помнящих такого автора говорит о многом. Интересен фильм в основном дуэтом "постаревший Бельмондо – молодой Насери". Вроде как эстафета поколений: пост сдал – пост принял! Правда, старик Жан-Поль пост уже полтора десятка лет сдает, пережив, как и его герой в "Свободном падении", пару поколений молодых. Но Насери здесь смотрится очень неплохо – не за рулем навороченного "Пежо" и не на фоне придурковатых копов, а среди взрослых пацанов.


Кассеты предоставлены прокатной компанией "Союз-видео".

Олег ДУДКО |
Выбор читателей