|
Экономические изменения последних лет, приведшие к продаже многих других государственных предприятий, до поры до времени не задевали Budvar. Однако растущий бюджетный дефицит Чехии вынуждает правительство идти на крайние меры, и национальная гордость страны может оказаться в руках иностранцев, которые уже владеют большинством крупных чешских пивоварен. Pilsner Urquell принадлежит южноафриканской группе SAB Miller, Staropramen – концерну Interbrew, а Heineken купил Starobrno.
Ивана Райла тревожит эта перспектива. "Я думаю, многие чехи против, потому что это одно из национальных сокровищ. Есть хоккейная команда, есть несколько хорошо известных супермоделей и есть чешское пиво. И очень важно, чтобы у чехов была собственная пивоварня, им принадлежащая и ими созданная", – отмечает он. Ведь Чехия без пива так же немыслима, как Португалия без портвейна, Шотландия без виски или Россия без водки.
В чешском правительстве пока нет единого мнения по данному вопросу. Министерство финансов выступает за приватизацию, Министерство сельского хозяйства – против. Так что если передача Budvar в частные руки и произойдет, случится это еще не скоро, делают вывод аналитики.
Однако не только перспектива продажи известнейшей пивоварни беспокоит жителей Чехии. Их также волнует узнаваемость продукта. Уже больше ста лет Budvar ведет борьбу за использование торговой марки Budweiser с американской компанией Anheuser-Busch, выпускающей пиво под таким же названием. "Именное" дело рассматривается судами более чем в сорока странах мира. Впрочем, пока суд да дело, производители одноименного пива стараются "развести" свои продукты. В некоторых странах они продают его под спорным названием, например, в Британии и в России. А в Северной Америке чешский Budweiser известен под именем "Чехвар".