|
Основа мате, или, как его еще называют, парагвайского чая – высушенные и измельченные листья вечнозеленого кустарника из рода падуб, который растет в Бразилии, Аргентине и Парагвае. Ботаники называют кустарник парагуайензис, индейцы гуарани и кечуа – каа, экспортеры – йерба. Но во всем мире он известен как мате – зеленое золото Южной Америки. Считается, что употребление мате укрепляет иммунитет, предотвращает нервные срывы, снимает усталость, активизирует мозговую деятельность, прогоняет бессонницу, улучшает аппетит, приостанавливает старение, разглаживает морщины и возвращает поседевшим волосам их натуральный цвет. В листьях кустарника содержатся эфирные масла, смолы и танины, фруктовые сахара, растительные жиры и другие вещества, которые и определяют специфические характеристики мате как напитка. По составу и процентному содержанию витаминов и микроэлементов мате вполне сравним с чаем. Основное отличие парагвайского чая от обычного определяет наличие в нем ксантина, который по своему воздействию на организм человека схож с кофеином, однако действует более мягко.
Словом "мате" в обиходе обозначают не только сам напиток или исходный продукт, но и сосуд, из которого пьют. Первоначально сосуды были тыквенными, впоследствии их стали делать также из бычьего рога, дерева, фарфора, фаянса, стекла, керамики, пластмассы, железа, серебра и даже золота. Но самым хорошим мате считается все-таки тот, который приготовлен в традиционной тыкве.
Мате в Латинской Америке – это нечто большее, чем просто местный чай. Во-первых, это символ отдыха и дружеского общения. Во-вторых, деловая традиция: мате подают на встречах, дипломатических приемах, светских раутах и т.д. Церемония его распития напоминает выкуривание трубки мира у индейцев: мате пьется из одного кувшинчика, который по очереди передается от одного участника к другому. Проводит "матепитие" хозяин дома, который наливает и подает напиток сначала самому уважаемому гостю. После того как тот выпивает все содержимое, хозяин доливает кипятка в тот же кувшинчик и подает его следующему по значимости гостю. Заварка обновляется только после того, как кувшинчик по очереди обойдет всех участников церемонии.
Согласно одной из легенд о происхождении мате, Господь в сопровождении св. Иоанна и св. Петра отправился в путешествие и, проделав долгий путь, оказался в аргентинской провинции Мисьонес. Однажды они попали на ранчо, где жил бедный старик с дочерью. Хозяин не узнал странников, тем не менее, ради гостей зарезал единственную курицу. Желая отблагодарить его за радушие и видя, какую нежность испытывает тот к дочери, Господь, посовещавшись со святыми, дал обещание: девушка обретет бессмертие и ей вечно будут благодарны люди, которым она принесет дар, укрепляющий здоровье и услаждающий вкус. Этим даром, как гласит легенда, и был мате. В мифах индейцев уарани фигурируют не Христос с апостолами, а бог Пайа Шаруме со слугами; языческого бога заменили на христианского миссионеры, прибывшие в Латинскую Америку вместе с конкистадорами. Поначалу миссионеры не одобряли привычку коренного населения пить мате. Так, падре Диего де Торрес, выступая перед трибуналом Инквизиции в Лиме, осудил этот обычай как "дьявольский предрассудок". Гонения на "нечистое зелье" продолжались до тех пор, пока к мате не пристрастились сами миссионеры. Более того, очень быстро они взяли торговлю мате в свои руки. В Европе мате стоил дороже чая и был довольно популярен. Однако когда в XIX веке Южную Америку захлестнули революции и войны, в Европе о мате практически забыли и уже воспринимали его как экзотику.
Сегодня Европа вновь вспомнила о мате. Правда, человеку, впервые попробовавшему парагвайский чай, он вряд ли сразу понравится. Этот напиток терпкий и горький. В чистом виде, то есть без сахара и добавок, его пьют только гаучо – южноамериканские скотоводы. Городские жители мате обязательно подслащивают, добавляют туда кусочки лимона или ананаса, а также нередко "укрепляют" ромом. Пристрастившемуся к этому напитку уже трудно от него отказаться, и путешественники, попробовавшие мате в Латинской Америке, пьют его и возвратившись на родину.