Полицейские и воры в бархатных интерьерах

Читать в полной версии →
Гангстеры – они и в Европе гангстеры. Зажиточная, тихая Чехия – из числа благополучных стран, однако и здесь приключаются истории сногсшибательные и во многих случаях не проясненные до конца




Гангстеры – они и в Европе гангстеры. Во все времена и при любых социальных установлениях, в странах, традиционно пораженных вирусом криминала, и в странах, считающихся в этом отношении благополучными. Зажиточная, тихая Чехия – из числа благополучных, однако и здесь приключаются истории сногсшибательные и во многих случаях не проясненные до конца.

Два месяца назад много шуму наделал так называемый "пражский отравитель", угрожавший применить цианид против невинных людей в больницах и ресторанах в случае, если ему не выплатят 300 миллионов крон. "Отравителя", по счастью, быстро вычислили: им оказался безработный рецидивист, мечтающий о беспроблемной жизни в собственном доме. Домашние утверждают, что с ним было всегда тяжело, некоторые соседи считают его вполне приличным человеком, но ядохимикатов, в том числе и самых сильнодействующих, он натаскал из разных мест и заготовил столько, что никому бы мало не показалось.

Этот случай из числа раскрытых. Зато не раскрыта мартовская попытка крупномасштабного шантажа в Оломоуце, где неизвестный требовал 10 миллионов крон, угрожая серией взрывов на железной дороге. Полиция выполнила требования "подрывника" и сбросила деньги с вертолета в указанных местах, однако за ними никто не явился. Не раскрыто и прошлогоднее "похищение века" в Праге, когда несколько злоумышленников угнали бронированный автомобиль со 150 миллионами крон ($5,5 млн.).

Yтром 16 сентября от здания Ситибанка на Европской улице отъехал минивэн "Мерседес" с ценным грузом и тремя вооруженными инкассаторами. Через несколько десятков метров он был остановлен тремя мужчинами в черных комбинезонах и масках полицейского спецназа. Находясь под прицелом автоматов, конвой сдался и был пересажен в заднюю часть автомобиля. Один из нападавших сел за руль "Мерседеса", двое других отъехали с места происшествия в своей "полицейской" машине. На окраине Праги у Йивинского пруда "Мерседес" остановился. Деньги были быстро перегружены в "Фольксваген Гольф", на котором уехали все грабители, оставив инкассаторов внутри автосейфа. Через два часа поднятая по тревоге полиция нашла подожженный "Фольксваген" возле расположенного в 30 км от Праги города Бероуна. Огонь уничтожил все следы пребывания преступников в автомобиле.

Через два дня после преступления полиция показала фотороботы двух нападавших – у одного в момент нападения маски на лице не было, второй снимал ее в ходе похищения. Это ни к чему не привело, на след похитителей напасть не удалось. Следователи, особенно тщательно проверявшие работников охранного агентства, банка и полиции, провели сотни допросов, выслушали десятки свидетелей, однако безрезультатно. Грабители и вместе с ними очень немалые деньги как сквозь землю провалились. В первые же дни лопнула версия, согласно которой похитители могли быть гастролерами из Восточной Европы, поскольку, якобы, в их речи слышался акцент. Ничем не смогли помочь следствию двое английских экспертов, специально приглашенных из Скотланд-Ярда. Многомиллионный случай повис в воздухе; национальная принадлежность его организаторов неизвестна, хотя можно констатировать, что такой продуманности и четкости "операции" Чехия до сей поры не знала.

Чехи очень опасаются проникновения в их страну организованной преступности из других стран. Про итальянскую мафию, японскую якудзу, "крестных отцов" из Америки здесь пока не слышно, а вот про албанских перевозчиков и распространителей наркотиков, банды украинских уличных грабителей, проникающую в ресторанный, гостиничный и эротический бизнес "русскую мафию" газеты пишут регулярно и с особой тревогой.

Впрочем, с такой же регулярностью чешские средства массовой информации сообщают о зачатках внутренней "мафиозности", о появляющихся прецедентах сращивания власти с преступностью. Результаты только что закончившегося процесса над бывшим генеральным секретарем МИД Калелом Србой восприняты неоднозначно, но процесс привлек всеобщее внимание.

Срба получил 8 лет тюремного заключения за попытку организовать убийство журналистки крупнейшей газеты "Млада фронта днес" Сабины Слонковой. Воспитанный спецслужбами еще в социалистическое время, он отвечал в МИДе за заграничное имущество Чехии и подряды на строительство и реконструкцию посольств, а в Минобороны – за отправку военных разведчиков под дипломатическим прикрытием. В ходе этой деятельности, очевидно, что-то (и очень немалое) прилипало к его рукам; во всяком случае, происхождение своего многомиллионного личного состояния он на процессе объяснил наследством отца, якобы оставившего ему в коробке миллион долларов. О подозрительных договорах и контрактах МИДа во времена Србы и писала в своих статьях специализирующаяся на подобных разоблачениях Слонкова.

Год назад в поведении Србы, уже готовящегося вместе с шефом оставить пост перед приходом нового руководителя МИДа, начались странности. Взбудораженный статьями Слонковой и опасающийся потерять нажитое имущество (далее всё по версии, принятой судом), он связался со своей знакомой, предпринимательницей из городка Прахатице Евой Томшовицовой, и попросил помочь ему найти человека, который бы "заткнул пасть" Слонковой. Та, в свою очередь, обратилась к другому предпринимателю из Прахатице – Михалу Новотному, обещая ему за заказное убийство полмиллиона крон ($17 тысяч). У Новотного был знакомый рецидивист, Карел Рзипел по кличке Лимон, за 200 тысяч крон согласный на всё. Лимон получил от Новотного килограмм взрывчатки "семтекс", пистолет, фотографию и адрес журналистки, но в последний момент явился в полицию с повинной.

В итоге, снискав расположение полиции, Рзипел к ответственности не привлекался (хотя свидетельствовать в суде явился пьяным), Томшовицова и Новотный получили по 6 лет, еще один "бизнесмен" Петр Вольф – 4 года за недоносительство, Карел Срба – 8 лет. Вопросов после суда осталось много (основной – почему экстрашпион Срба в таком деликатном деле обратился к непрофессионалам), и главный обвиняемый тут же подал апелляцию, но дело сделано: суд первой инстанции покарал коррупционера. Хотя это и стало известной политической модой – регулярно давать по зубам спецслужбам, чтобы жизнь им не казалась медом, в данном случае вроде бы их представитель получил поделом. Возможно, правда, не столько за заказанное убийство, сколько за взятки и коррумпированность, но получил. Слава Богу, что не пострадала и продолжает работать журналистка.

Конечно, новые времена принесли с собой новые, далеко не бархатные нравы: крутые разборки, дерзкие нападения, шантаж. Однако утверждать всерьез, что старые времена были более "белыми и пушистыми", не приходится. Это звучит банально, но, пожалуй, справедливо: мафия бессмертна, цветы гангстеризма цветут всегда, а случаев смертоносной жестокости хватает что при социализме, что при капитализме. Душегуб Чикатило свою "деятельность" разворачивал еще во времена СССР, а в Чехии самый ужасающий случай массового убийства произошел при президенте Свободе. Тогда, летом 1973 года 22-летняя Ольга Гепнарова, разругавшаяся с семьей и со всем светом, намеренно задавила грузовиком на трамвайной остановке в Праге 8 человек и еще 11 тяжело ранила. В те времена возмездие тоже было жестоким: Гепнарова была приговорена к смертной казни и повешена.

Выбор читателей