Очередь за гербами

Читать в полной версии →
Мысль о премировании современных стахановцев, пушкиных и усмирителей ЖКХ личными гербами понятна. Неясно другое – как быть с желанием тех, кто хочет поучительностью герба привить своим потомкам родовую память?




В начале 90-х случай столкнул меня с удивительной конторой. Смекалистые ребята из числа тех, кого позже назовут предпринимателями "первой волны", предлагали нашим гражданам за далеко не смешные деньги приобрести в Великобритании манор, со всеми вытекающими из этого привилегиями. Поясню для непосвященных: манор – феодальное земельное владение в Соединенном Королевстве, благополучно отжившее свое время вместе с эпохой Средневековья. Однако британцы, рьяные хранители традиций, сохранили память о землице, некогда кормившей здешних баронов. А заодно и документы, удостоверяющие привилегии бывших хозяев этих самых маноров. Российская фирма предлагала нашим соотечественникам приобрести в тамошних краях землицу a la манор, пусть даже номинально, зато в пакете с привилегиями. Право "табурета" (т.е. право сидеть в присутствии монаршей особы) на моей памяти никто не обещал, но вот право подписываться "владелец (манора) Стоунбридж" или что-то в этом роде – запросто. А заодно получить в свое распоряжение герб, связанный с данным местечком.

Судя по тому, что упомянутая фирма занимала пол-этажа одной из "книжек" в самом центре Москвы, на Новом Арбате, дела у нее шли неплохо. Не знаю, существует ли она сейчас, но здорового и нездорового тщеславия сегодня отнюдь не меньше, чем в начале 90-х. Только теперь, чтобы заполучить герб, хотя и без преференций по нему, незачем выискивать осколки забугорных латифундий. Геральдика готова войти в каждый российский дом, был бы на то повод.

Вчера главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов заявил, что в России может быть введена практика пожалования личных гражданских гербов за какие-либо заслуги. "Нужно понять, каким образом должны появляться эти гербы, потому что сейчас частные конторы создают гербы для всех желающих. Жалуются какие-то непонятные титулы и возникает псевдогеральдика, что, с нашей точки зрения, ненормально", – сказал Вилинбахов.

Собственно, гербы у части наших сограждан уже есть, а у многих – еще и с давних времен. Прежде всего, речь идет о представителях дворянских родов, чьи гербы были утверждены государством до революции 1917 года. Кроме того, за последние 10 лет несколько организаций, имеющих статус общественных, взяли на себя труд регистрировать личные гербы граждан. Вся технология – от эскиза до регистрации – в среднем обходится заказчику в сумму порядка 500 долларов (по стране данные разнятся – от нескольких тысяч рублей до тысячи долларов). Между прочим, тот же Вилинбахов утверждает, что его ведомство регистрацией личных гербов пока не занимается. "В настоящее время Геральдический совет не рассматривает обращения граждан о внесении в государственный регистр личных родовых гербов, хотя обращения такого рода приходят в совет достаточно часто", – заявляет он.

Однако скоро все изменится. "Вертикаль" торжествует повсеместно, почему бы ей не утвердиться и на почве геральдической? Тем более что наличествует социальный запрос. Дворянское собрание, скажем, считает, что правовое регулирование в этой области неизбежно приведет главного носителя геральдических традиций – дворянство – в лоно республиканского государства, причем в качестве сословной корпорации. С другой стороны, практика присуждения гербов лицам недворянского происхождения широко практикуется в Западной Европе. Наполеон не имел своего личного герба, а вот Пол Маккартни – имеет. А все потому, что мелкий дворянин Буонапарте не стал, как ливерпульский простолюдин, британским сэром...

Впрочем, кое-что все равно остается неясным. Мысль Вилинбахова о премировании современных стахановцев, пушкиных и усмирителей ЖКХ личными гербами понятна. Неясно другое – как быть с желанием тех, чьи заслуги перед Отечеством не столь явны, но кто хочет поучительностью герба привить своим потомкам родовую память? Смогут ли эти люди не просто покупать для себя гербы у специалистов по геральдике, но и регистрировать их в надлежащем органе?

Герб предоставляет возможность в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Будущий владелец родовой эмблемы неизбежно должен будет задуматься над этими истинами. Ведь они – "впрок", на поколения вперед. А значит, ему и его детям в собственной жизни что-то с чем-то придется соотносить.

Александр АГАМОВ |
Выбор читателей