Россия станет страной супермаркетов

Читать в полной версии →
Россия - самый привлекательный рынок для развития торговых сетей. Отечественные компании, пребывающие в уверенности, что зарубежные конкуренты еще далеко, рискуют пропустить тот момент, когда они окажутся совсем рядом




Согласно исследованию консалтинговой компании A.T.Kearney, Россия является самым привлекательным рынком для развития торговых сетей. Рассчитываемый компанией индекс Global Retail Development Index (GRDI) учитывает состояние дел в 30 развивающихся странах, представляющих наибольший интерес для западных ритейлеров. При расчете индекса исследуются такие критерии, как экономические и политические риски, уровень насыщенности рынка (количество торговых площадей на 1000 жителей) и скорость заполнения рынка современными торговыми комплексами, а также количество уже присутствующих иностранных игроков. В рейтинге по итогам 2002 г. Россия вышла на первое место, перепрыгнув сразу через две строчки (по итогам предыдущего исследования мы занимали лишь четвертую позицию). Китай, который ранее занимал первое место, на этот раз оказался третьим.

Резкий рывок России вперед составители рейтинга склонны объяснять, прежде всего, размерами рынка, который является крупнейшим в Европе и оценивается приблизительно в $58 миллиардов. Играет роль и численность населения, которая, как свидетельствует недавняя перепись, насчитывает порядка 143 млн человек. На еду и другие потребительские товары вся эта масса людей тратит до 80% доходов. При этом в России существует 13 городов-миллионников. А как раз такие крупные центры, где, как правило, и уровень жизни повыше, и, соответственно, спрос, привлекают сетевиков. Кроме того, отмечают эксперты, заметно снизились риски в российской экономике, что тоже весьма существенно повлияло на итоговую оценку. "Серьезное усиление позиций произошло благодаря тенденциям ускоренного развития цивилизованных форм торговли и снижения страновых рисков. При благоприятных обстоятельствах Россия может оставаться на вершине рейтинга еще несколько лет", - сказал газете "Ведомости" директор московского офиса A.T.Kearney Руслан Корж.

С одной стороны, все это вовсе не означает, что массовая экспансия глобальных торговых сетей начнется буквально завтра. Несмотря на благоприятные условия, сдерживающих факторов тоже предостаточно. Например, слабо развитая инфраструктура и огромный "серый" сегмент в отечественной торговле. Кроме того, достаточно многочисленное население по совокупному спросу плетется далеко позади гораздо менее населенных развитых европейских стран. В 2002 г. оборот розничного рынка составил $102,9 млрд, при том что в Германии он достиг $615 млрд, в Великобритании - $368 млрд, во Франции - $327 миллиардов. К тому же, законопослушные иностранные компании опасаются обвинений в нечестной конкуренции с национальными производителями.

Так что некоторое пренебрежение к опасности, демонстрируемое большинством отечественных ритейлеров, вполне объяснимо. Пока крупнейшие западные сети, за исключением Metro и Aushan, не спешат завоевывать российскую территорию. И, по мнению многих экспертов, оценки GRDI не способны существенно повлиять на их решения. Однако с другой стороны, столь впечатляющие темпы развития, помноженные на общий экономический рост, могут заставить иностранных ритейлеров сократить срок раздумий и ускорить выход на рынок. И тогда отечественные торговые компании, безмятежно пребывающие в уверенности, что иностранные конкуренты еще достаточно далеко, рискуют пропустить тот момент, когда они окажутся совсем рядом.

Выбор читателей