Спасение нестойкой российской демократии

Читать в полной версии →
Один день из жизни наемного убийцы, а также история парочки японских меченосцев и целого трио американских пиарщиков на выборах Ельцина – в обзоре свежего лицензионного видео

Проект Ельцин (Spinning Boris)
США, 2003, 110 мин.
Режиссер: Роджер Споттисвуд
В ролях: Джефф Голдблюм, Энтони Лапалья, Джо Шумате, Светлана Ефремова

Ну, вы-то в курсе, как у нас проходили выборы президента в 96-м году. "Голосуй или проиграешь" и прочие дела. Вы же тут жили. А американцев тут не жило. А им тоже интересно, и для них сняли кино. Вернее, три пиарщика, которые крутились в то время в Москве, сперва написали книгу, как они втроем спасли нестойкую российскую демократию, а затем уже по той книге сняли кино.

Где это кто видел, чтобы человек, сам про себя написавший книгу, рассказывал бы, как он был у кого-то на побегушках? Это нормально, что любой мемуарист (а тем паче пиарщик) пишет, как он все решал, все предвидел, всех учил правильно жить и работать. А если когда что не получилось – тут же отдельным списочком указаны виноватые. Закон мемуарного жанра.

Троих героев нашей истории как раз только оттерли от президентских выборов в США более удачливые коллеги. Зависнув без работы в самый сенокос, они были готовы предаться унынию, но тут поступил загадочный телефонный звонок. Некий "российско-американский" бизнесмен предложил им поучаствовать в главных выборах века. Абсолютно серьезно. И деньги предложил по американским меркам немалые – аж 250 тысяч. Вернее, это они, набравшись наглости, попросили такую астрономическую сумму, а он, изрядно удивившись похвальной скромности, легко согласился. Прилетев в Москву и пройдя через традиционную процедуру (баня, водка, девочки), пиарщики попали на прием к самому Сосковцу. Тут их ждало разочарование: все обязанности заключались в наблюдении за ходом событий. А как только они будут твердо уверены, что Ельцин выборы проиграет, то должны сообщить куда следует, а там, где следует, ответственные товарищи сделают что следует... Однако неугомонной американской натуре противна пассивность – коллеги вышли напрямую на Татьяну Дьяченко и объяснили, что выборы выиграть можно, и даже рассказали, как. И закрутили как былинные богатыри машину, и поставили на уши всю страну, и похоронили коммунизм уже окончательно...

Фильм, безусловно, интересен, хотя бы подбором актеров: три хитрющие морды – Голдблюма, Лапальи и Шумате – более чем убедительны. Интересен он и взглядом на нас со стороны – не стандартным, зашоренным, а скорее ироничным и местами очень точным. Что очень нравится – снимали, без дураков, в Москве. Уж если речь идет о "Макдональдсе" на Пушкинской, значит, будет именно он. А по поводу правды – кто там и что придумал в той кампании, кто и что делал... Тут, кроме, быть может, самой Татьяны Дьяченко, никто вам правды не скажет. У победы столько отцов, что на целую армию хватит. В конце 90-х каждая вторая пиар-контора открыто объявляла, что работала на перевыборы Ельцина, а каждая первая на это многозначительно намекала.


Полночь – время умирать (A Good Night To Die)
США, 2002, 95 мин.
Режиссер: Крэйг Сингер
В ролях: Майкл Рапапорт, Сеймур Кассел, Джеймс Руссо

Фильмы на тему "один день из жизни наемного убийцы" появляются с завидной регулярностью. И с той же регулярностью главный герой таких фильмов погибает. А как же иначе? Что ж он, должен жить долго и счастливо? Это был бы фиговый пример для подрастающего поколения. У фильмов этих много и других общих черт: героя обычно предают собственные боссы, в душе его, казалось бы, уже мертвой, вдруг просыпаются человеческие чувства, которые и становятся причиной его гибели. Он начинает о ком-нибудь заботиться, и это делает его слабым (примеры: "Леон", "Наемный убийца", "Пес-призрак" и многие, многие другие). Различаются подобные фильмы между собой в основном качеством режиссуры, актерами и способностью убедительно рассказать старую историю на новый лад.

"Полночь – время умирать" к шедеврам отнести никак нельзя. Да и просто к очень хорошим фильмам сложно. Начало всему положил невнятный сценарий, слабо поясняющий причины происходящего и рвущий сюжет на неровные, часто слабо связанные куски. Актеры сработали неплохо, частично удалось создать общую атмосферу, близкую к "нуару", но победить все огрехи сценария не получилось.

Три года назад профессиональный киллер Ронни в кинотеатре познакомился с Августом, когда последний попытался его пошло ограбить. То ли Ронни увидел в неудачливом хулигане образ младшего несуществующего брата, то ли "Маленького принца" накануне перечитал, но он начал делать из Августа человека. Дал профессию, помог с работой, а затем все три года прикрывал и постоянно вытаскивал из неприятностей. Когда же перед Августом нехорошие люди поставили вопрос "или – или", он быстро сдал своего благодетеля и подписал на него контракт.

В общем, кино о суровой мужской дружбе, которая оказалась не очень суровой и не прошла испытания на прочность. Бывает...


Последний меч самурая (When The Last Sword Is Drawn)
Япония, 2003, 140 мин.
Режиссер: Йоширо Такита
В ролях: Киичи Накаи, Коиши Сато, Хайдэи Мияшима

Вторая половина XIX в. была в Японии временем весьма неспокойным. Изоляция страны была нарушена. Англичане, французы и прочие гайджины нагло строили свои городки вдоль побережья, вместо документов для отвода земли демонстрируя ружья да пушки. Внутри страны развернулась просто дикая борьба за власть различных кланов. Одни поддерживали императора, который вроде как священная особа и де-юре главный. Другие – сегуна Токугавы, чьи предки рулили на островах без малого четыре столетия де-факто. Когда дайме дерутся, у простых самураев чубы трещат.

На этом историческом фоне разворачивается история двух самураев – благородного потомка знатного рода Саито и скуповатого, из сельской глуши, а потому по-крестьянски хитрого Йошиморы. Оба – великолепные мастера меча, не имеющие равных. Оба – члены элитного отряда сегуна "Сисенгуми". Друг друга сперва активно не любят и периодически пытаются зарезать, но постепенно проникаются уважением и чуть было не становятся друзьями. Они стоят за проигранное дело, а значит, обречены. Сегун бежал, противники вооружаются ружьями, против которых самый лучший мечник не стоит ничего. Однако честь не позволяет им сложить оружие.

Японцы иногда любят так сами себя поразвенчивать. Сперва создали миф про суровых самураев, почти не уступающий мифу об отважных ковбоях, а теперь долбят легенду кувалдами. Принижают ее, "приближают" к действительности. И если в редких западных фильмах самураи традиционно гордые, храбрые, молчаливые, то у самих японцев они уже стали болтливыми, трусливыми, суетливыми.

Главное в "Последнем мече", конечно, батальные сцены. Еще имеются очень красивые общие планы, особенно природы. Чего явно не было у режиссера при монтаже – это ножниц. Почти два с половиной часа истории – перебор; неторопливость повествования временами нагоняет дикую скуку.

Кассеты предоставлены прокатными компаниями "Союз-видео" и "Екатеринбург Арт".

Олег ДУДКО |
Выбор читателей