Касьянов понял намек Генпрокуратуры

Читать в полной версии →
Что это за кампания по борьбе с олигархами, если по ее итогам самоотверженным слугам государства не удастся поставить своего премьера вместо нынешнего, постороннего? А у Касьянова с Генпрокуратурой давние счеты...




За деятельностью нашей Генеральной прокуратуры положительно приятно наблюдать – ей свойственная та святая простота, перед которой, по словам великого Гете, бессильны даже боги. Вообще представителям силовых структур больше, чем прочим смертным, свойственно верить в планирование, а планы их отличаются трогательной незамысловатостью. Банки – мосты – телеграф. Ходорковский – Дерипаска – Абрамович. Кто далее по списку?..

После того как на пресс-конференции 28 июля новая звезда Генпрокуратуры, замначальника управления информации и общественных связей Наталия Вишнякова со всем апломбом представителя вышестоящей организации попрекнула Михаила Касьянова его "некорректными высказываниями" по "делу "ЮКОСа", только ленивый не сообразил бы, что премьера в покое не оставят. Действительно, что это за кампания по борьбе с олигархами, если по ее итогам самоотверженным слугам государства не удастся поставить своего премьера вместо нынешнего, постороннего? А для этого надо готовить почву заранее и собирать соответствующий материал.

С Касьяновым у Генпрокуратуры давние счеты. Он не дал ей как следует развернуться в 2000 г., защищая, в частности, не самого близкого ему члена правительства Николая Аксененко, тогдашнего министра путей сообщения, облюбованного карающей Фемидой в показательные жертвы. Аксененко, напомним, пришлось со своего поста уйти – но мирно, передав власть родственнику-преемнику, а уголовное дело против него закрыли. Естественно, что Михаил Михайлович беспокоился тогда больше о себе самом – ибо глава кабинета не может сдавать своих подчиненных, не теряя собственного авторитета.

Второй раунд матча "Краснопресненские против прокурорских" состоялся в начале 2003 г., обогатив читающую публику новыми знаниями относительно морских биоресурсов, научных квот на их вылов и повадок чудных существ – краба синего, краба камчатского и моллюска трубача. Тогда, надо заметить, премьер в некотором роде сам навлек беду на родной Белый дом, решив искать помощи против мятежного председателя Госкомрыболовства Евгения Наздратенко у силовых структур. Делать этого не следовало, ибо позвать их легко, а избавится потом очень трудно, и трубачи-людоеды чуть было не обратились против самого Михаила Михайловича. Зловредных головоногих тогда удалось вывести, но неприятный осадок остался.

Третья часть марлезонского балета разыгрывается сейчас на почве дела Платона Лебедева, в связи с чем сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ начали проверку инвестиционного банка "Траст" (ранее – Доверительный и инвестиционный банк), принадлежащего МФО "МЕНАТЕП". Искали документацию по движению средств на счетах некоторых клиентов банка, а конкретно – по Российскому банку развития, 100% правительственной структуре, руководимой верной соратницей премьера Касьянова Татьяной Рыскиной. Информацию о РосБР искали недавно и в "МЕНАТЕП СПб", пока добрые люди не надоумили следователей, что с банком работает именно "Траст", а не "МЕНАТЕП". Очевидно, искатели рассчитывают найти заветный клад – сведения о зарубежных счетах самого Касьянова, его окружения или родственников – и на этом драматургическом материале разыграть нечто вроде римейка знаменитого триллера 1998 г. "Мабетекс" навсегда".

Дабы облегчить труды и без того перегруженных силовиков, подскажем им несколько простых сценарных ходов: можно поинтересоваться реструктуризацией советских долгов, которой Михаил Касьянов занимался еще в бытность свою заместителем министра финансов, навестить премьерскую вотчину – Внешэкономбанк, или порасспросить еще одного крупного специалиста по внешнеэкономической политике – Андрея Вавилова, который, коли будет в настроении, может рассказать много всего увлекательного.

В прямой связи со всем этим кинематографическим производством находятся и анонсированные неприятности "Сибнефти": Скоро На Ваших Экранах – Уголовное Дело Против Романа Абрамовича! Большого сюрприза, однако, не вышло, поскольку еще в начале июля об этом проговорился лучший друг Генпрокуратуры, глава Счетной палаты Сергей Степашин, произнеся известную свою речь о вреде футбола. Сейчас в Генпрокуратуре собраны материалы о хозяйственной деятельности "Сибнефти" и ряда других коммерческих структур, к которым имеет отношение Роман Абрамович. Президента компании "Сибнефть" Евгения Швидлера и вице-президента по финансам Татьяну Брееву уже вызывали в прокуратуру.

С одной стороны, наезд на Абрамовича имеет отношение к экономической части выполняемого заказа, поскольку "Сибнефть" собирается, как известно, сливаться с "ЮКОСом", каковое безобразие конкуренты-заказчики желают предотвратить. С другой – это имя, как в кроссворде, заполняет несколько пустых клеточек и дает нам возможность догадаться, кто будет следующим. Судя по всему, очередная намеченная жертва – Александр Волошин, который пока собирает иностранных журналистов на закрытые брифинги с целью подправить неумолимо ухудшающийся внешнеполитический имидж России. Тут на самом деле никакой особой выдумки не требуется – банк "Чара", Автомобильный всероссийский альянс, черная тень Бориса Березовского... Все дела уже когда-то заводились и закрывались, все имена известны. До суда не дойдет, но шум можно устроить большой.

И какую же награду обретут наши самоотверженные труженики, неуклонно увеличивающие свой валовый уголовный продукт? Что-то подсказывает объективному наблюдателю, что все эти стройные планы угробит стандартное мышление авторов и полное отсутствие фантазии – вещь в политике губительная. Почему, интересно, заговорщики считают, что удастся снять Волошина сейчас при помощи наскоро нарытого компромата, если предыдущие 4 года не удавалось?! Почему третий наезд на премьера увенчается большим успехом, чем предыдущие два, хотя сценарно он ничем от них не отличается?! И пусть не смущает нас молчание Касьянова в ответ на публичные выпады Генпрокуратуры. Во-первых, нет больше в Белом доме "говорящей головы" – г-на Волина, а уж он, скорее всего, откомментировал бы высказывания зарвавшихся прокурорских. Во-вторых, премьер намек понял и выводы, надо думать, соответствующие сделал. И ответ должен последовать...

Вообще, компромат – девальвировавшее оружие в российской политике; его изобилие и доступность лишают этот прием всякой эффективности. Антиолигархическая кампания наносит колоссальный ущерб российской экономке, инвестиционному климату и внешнеполитическому положению страны, но пока не приносит никакой пользы ее трудолюбивым организаторам и исполнителям. "ЮКОС" не откупается, премьер не уходит в отставку, Абрамович уже практически недоступен для отечественного правосудия, выборными делами по-прежнему руководят Волошин и Сурков, а не Иванов и Сечин.

Силовики начинают думать, что нерешительный президент мешает им расправится с олигархами; бизнес считает, что президент не защищает его от прожорливых силовиков и больше не обеспечивает желанную стабильность. Рассыпается межэлитный договор, сутью которого была мирная передача власти от первого президента к его преемнику.

Чтобы управлять политическими процессами, нужно много воображения. Чтобы управлять крупной собственностью, нужна большая смелость. Чтобы с увлечением пилить сук, на котором сидишь, в надежде, что он упадет на голову твоего противника, не нужно ни того, ни другого...

Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".

Дарья ЛИВЕН |
Выбор читателей