|
Таким образом, можно констатировать, что осуществление первого этапа реформирования МПС России началось. Напомним, МПС первым из всех естественных монополий России получило разрешение на свою реорганизацию. До этого аналитики не раз указывали на неудовлетворительную работу российской транспортной системы и контролирующего ее министерства и выдвигали различные варианты улучшения ситуации в отрасли. Большинство отечественных законодателей склонялись к переводу вопросов транспортной системы из сферы экономической в сферу социальную, подобно тому как это сделали европейские страны. Речь идет о проработанном механизме постоянных крупных дотаций, благодаря которым и существует транспорт в государствах Европы. Однако победила все же иная точка зрения, согласно которой российский железнодорожный транспорт постепенно будет коммерциализирован.
На первоначальном этапе предусмотрено создание ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) со 100%-ным государственным участием для управления хозяйственными объектами, к которому отойдет вся железнодорожная инфраструктура. Сами железные дороги будут входить в компанию на правах ее территориальных подразделений. Постановление о создании ОАО "РЖД" правительство должно принять уже до конца текущего месяца. После этого в течение 10 дней акционерное общество будет зарегистрировано и уже в IV квартале 2003 г. начнет свою работу. По предварительным оценкам, общая стоимость имущества, передаваемого в уставный капитал компании, составит 1,7 трлн руб., из них 1,350 трлн руб. – стоимость основных средств.
Предполагается, что свыше 50 шпалопропиточных и ремонтных предприятий, которые не войдут в уставный капитал ОАО "РЖД", со временем будут акционированы. Однако произойдет это не так уж скоро – по крайней мере, в список на приватизацию 2004 г. ни одно из этих предприятий не попадет.