|
Режиссер: Гор Вербински
В ролях: Джонни Депп, Орландо Блум, Джеффри Раш, Кира Найтли, Джонатан Прайс.
Нынешнее лето – время триумфа для картеля имени всемирного дедушки Диснея. Его "фабрика грез" для детей накануне обновила начавшие было скрипеть конвейеры, торжественно зачитала новый курс партии и объявила пятилетку трехмерной анимации. И, чтобы доказать, кто царь горы в развлекательном бизнесе, показала конкурентам сразу две кузькиных матери. Первый кукиш – "В поисках Немо" – разом утрамбовал в асфальт все прочие потуги на трехмерную мультипликацию, кроме, разве что, выделяющегося остроумным сценарием "Шрека", почти весь сезон держался на самой вершине прокатных сборов или близко к ней, но до России, увы, доберется только к зиме.
Второй – "Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины" – выстрелил в российский прокат на этой неделе, ознаменовав открытие отдаленного, но симпатичного и чуть ли не самого в Москве многозального мультиплекса "Киргизия". Пиратская сага третьего тысячелетия выглядит чертовски бодро: всей, что называется, целевой аудитории, она подгонит вагоны приключений, экшена и юмора высшей голливудской пробы, а взрослым предоставит посмаковать кривляния достойнейших актеров этой планеты во главе Джонни Деппом-великолепным. И заодно покажет куче расплодившихся в последнее время силиконовых утренников в яслях, какую наваристую кашу можно сварить, работая, казалось бы, в теснейших рамках возрастного ценза PG-13.
После провальной "Планеты сокровищ" решение вновь обратиться к пиратской теме было для студии Диснея рискованным. Тем не менее, сделанная ставка вернулась сторицей: "Пираты Карибского моря" молниеносно взобрались на пьедестал лидера американского проката. Секрет здесь – в деликатном подходе. Если "Планета сокровищ" обращалась с первоисточником так же небрежно, как модернистские постановки театральной классики, то "Пираты Карибского моря" – это не менее отвязный фарс, только тонко сыгранный. История, вдохновленная одноименным аттракционом, одним из популярнейших в Диснейлендах всего мира, очень, вроде бы, в ладах с "Островом сокровищ" и другой пиратской классикой. Здесь есть и зверь-капитан, хобби которого – не выполнять обещаний, и втянутый в пиратскую среду юнец, попугаи и мартышки на матерых плечах пиратов, и ром рекой, и сундук мертвеца, и залихватское "Йо-хо-хо" в исполнении увешанного побрякушками Деппа. Вместе с тем, это беззастенчивый фарс, форменное надувательство, и надувательство чрезвычайно приятное. Интрига с сокровищами в самом начале оказывается бутафорией: все, за чем охотится наводящая ужас на карибские поселения "Черная жемчужина", - это скромный золотой медальон, последний из кучи индейских сокровищ, которые незадачливые пираты должны собрать по всему миру и полить кровью своего экс-предводителя, чтобы снять проклятье. А пока пираты остаются живой мертвечиной: днем они выглядят, как обычные люди, но при лунном свете оказываются обглоданными скелетами. Пребывание между живыми и мертвыми имеет свои плюсы: этих пиратов нельзя убить, что делает их ценнейшими бойцами. С другой стороны, полная бесчувственность вскоре утомила их: вкуснейшие яства, крепчайший ром, роскошные блудницы и прочие прелести пиратских пансионов теперь недоступны им. Атаковав Порт Роял – английскую базу на Карибах - экипаж "Черной жемчужины" похищает роковой медальон вместе с дочкой губернатора (Кира Найтли, сыгравшая служанку-двойника принцессы Амидалы в первом эпизоде "Звездных войн"), которую по ошибке приняли за дочь покойного пирата-легенды Прихлопа. Спасать губернаторскую дочь отправляются романтичный юнец и по совместительству настоящий потомок Прихлопа кузнец Уилл Тернер (восходящий мачо Орландо Блум, он же стройный эльф Леголас в трилогии "Властелин колец") и голосистый пират-неудачник Джек Воробей (Джонни Депп собственной персоной), одержимый идеей вернуть ранее возглавляемую им "Черную жемчужину". Команда последней когда-то обошлась с Воробьем не по понятиям: салаги подняли бунт и оставили своего капитана подыхать на необитаемом острове. Морской волк чудесным образом спасся, и теперь гоняется за мятежным капитаном Барбоссой (Джеффри Раш) и бережет для него единственную пулю. Но сначала надо снять проклятье и сделать пиратов смертными.
Все действо, растянувшееся на два с половиной часа – ураганные два с половиной часа! – экранного времени, от начала и до конца выглядит, конечно, разухабистой клоунадой. Герои мечутся между двумя кораблями, гротом с сокровищами, открытым морем и необитаемым островом, берут друг друга в плен, заключают сделки, которые никто не выполняет – сплошные тараканьи бега. Поединки на мечах довольно пластмассовые, массовые сражения сумбурные, но как же, тысяча чертей, весело поставлено! Армия идущих по морскому дну скелетов, стрельба заряженными в пушку вилками, отломанные от скелетов конечности, которые ползают сами по себе – зрелище уморительное само по себе, ну а блестящие шутки и искрометная словесная эквилибристика действуют, как китайская пытка.
Роль Деппа – это главное, ради чего на фильм приходят взрослые, ценящие кинематограф люди, чтобы выйти из зала с улыбкой до ушей и писать восторженные рецензии. Ожидания синефилов подтвердились: Депп в образе Джека Воробья великолепен, это тот самый Депп, благодаря которому состоялось с полтора десятков киношедевров девяностых и которого после вторичных фильмов, вроде "Из ада", уже успели похоронить. Здесь Джонни опять зажигает в полную силу. Понимаете ли, сам персонаж Деппа с прической островного дикаря, гирляндой побрякушек на голове и позванивающими колокольчиками в бородке, с подведенными тушью глазами и слегка гейскими манерами – зрелище уморительное. Капитана Воробья постоянно оглушают веслами, неволят и обманывают, а он ведет себя как законченный кретин и храбрейший пират в одном лице. "Только Депп мог так сыграть", - восклицают восторженные киноманы, и оказываются правы. Истеричное его лицо, когда он, пританцовывая с бутылками рома в обеих руках, кричит: "Добро пожаловать на Карибы, дорогуша!" – это настоящий кинематографический экстаз.
Но долой эмоции, будем орудовать математикой. Маэстро Джонни Депп неподражаем; все остальные восходящие и матерые звезды тоже дают стране угля; сюжет несерьезен, но бесконечно мил; компьютерные эффекты завораживают: "скелетные" фрагменты, высвечиваемые на человеческих ликах пиратов в свете отдельных лучей лунного света, заставят забыть обо всяких "Матрицах". Что мы имеем в сумме? Лучший, без вариантов, блокбастер лета, на котором отдыхают душой и телом взрослые и дети.
Смотрите с 20 августа в новом мультиплексе "Киргизия" и в кинотеатрах сети "Империя кино".