|
История головоломки, в далекие 80-е охватившей весь мир, такова. Кубик с вращающимися разноцветными гранями изобрел в 1974 г. венгр Эрне Рубик. Первоначально это было трехмерное учебное пособие, которое Рубик использовал в преподавании мебельного дизайна и архитектуры. Студенты и преподаватель очень долго пытались решить сложную задачу, и, возможно, поэтому изобретателю пришло в голову поставить над человечеством столь оригинальный эксперимент.
Другими словами, в 1975 г. изобретение было запатентовано как игрушка, а уже в Рождество 1978 г. небольшая партия кубиков поступила в магазины Будапешта. Затем права на головоломку были проданы компании Ideal Toys, которая дала игре имя Rubic’s Cube и начала рекламировать и продавать ее во всем мире.
К первым кубикам прилагалась инструкция, где было написано: "Эта игрушка развивает логическое мышление и стереоскопическое зрение у детей и взрослых. Синхронная манипуляция на многих поверхностях является очень сложным заданием, которое можно решить только при условии открытия логики поворотов".
В СССР кубик пришел в 1981 году. Первыми его силу ощутили на себе учителя - целые классы целеустремленно, не выходя на перемены, ожесточенно вертели кубик. В школах проходили чемпионаты на скорость - находись легендарные личности, которые смогли в первые годы этой своеобразной эпидемии собрать кубик за одну минуту (при том, что у самого Рубика в первый раз на сборку ушел целый месяц). Ходили слухи, что где-то есть вундеркинды, способные решить сложную задачу чуть ли не за десять секунд.
В каждой интеллигентной семье тогда полагалось иметь не меньше двух кубиков одновременно, чтобы никому не приходилось ждать, с завистью глядя на собирающего. Кубик стал заменителем книги, лучшим подарком на день рождения, свадьбу, новоселье. В прессе регулярно помещались алгоритмы решения головоломки, люди с разноцветными скрипящими кубиками встречались в очередях, транспорте, на курортах и в библиотеках.
Однако к концу 80-х "кубизация" постепенно сошла на нет. Головоломку заменили компьютеры, "тетрис" и Интернет. Правда, свое второе рождение игра, сделавшая Рубика первым социалистическим миллионером, пережила при создании версии для Windows. Теперь каждый может попробовать свои силы в Интернете, скачав нехитрую программу.
Сам Рубик создал еще несколько не менее успешных, но не столь знаменитых головоломок, и до сих пор надеется на возрождение бума на его первое изобретение.