|
На самом деле злоключения Владимира Гусинского на родине муз и граций не имеют никакого отношения к суровым российским будням. Бывшего театрального режиссера подвело свойственное его натуре легкомыслие, а также инерционность, характерная для всех правоохранительных структур, а международных, вроде Интерпола, в особенности.
Как известно всей заинтересованной публике, операция по отъему у Владимира Гусинского нажитой нелегким трудом медиа-собственности в пользу властной вертикали началась в июне 2000 года и завершилась в июле 2002 года к полному удовлетворению отнимающей стороны. 9 июля 2002 года уже лишенный жемчужины своего олигархического венца – телекомпании НТВ - Гусинский продал все остававшиеся на тот момент у него российские активы холдингу "Газпром-Медиа". Газовики получили блокирующие пакеты каналов НТВ и ТНТ, кабельного телевидения "НТВ Плюс", компаний "НТВ-Профит", "НТВ-Мир кино", "Киномост" и "Мемонет", крупные пакеты акций радиостанции "Эхо Москвы" и "Издательства "Семь дней" и 49,9 % акций московского кинотеатра "Октябрь". После этого Генпрокуратура отпустила начальника финуправления "Медиа-Моста" Антона Титова, которого до того держала как заложника в своем зиндане предварительного заключения. 24 декабря 2002 года Черемушкинский суд Москвы приговорил его к трем годам колонии, но тут же амнистировал. На этом российская правоохранительная система от Гусинского отцепилась, бывшие сотрудники НТВ вступили на долгий свой путь хождения по мукам, "Газпром-Медиа" с новыми силами принялся осваивать бессрочные кредиты от материнской компании…
Шли годы. Смеркалось.
Владимир Гусинский же с тех пор мирно жил частью в Испании, частью в Израиле. А в начале 2003 года, когда у нас еще была политическая стабильность, возникли слухи, что он даже появляется в своем доме в подмосковном Чигасово и обнимает там березку. Говорили также, что увлекающийся Владимир Александрович в частных разговорах любит противопоставлять свое лояльное и смиренное поведение бессистемному протесту Бориса Березовского, себя политэмигрантом считать не хочет, и лелеет мечту вернуться к чигасовским рощам уже на законных основаниях. У него, мол, есть в России некий среднего размера незасвеченый банк и еще кое-какой невинный бизнес, который и позволит почтенному пенсионеру провести старость не в изгнании, как Овидию Назону, а среди родных просторов. Кстати, кроме этих крох на старость, у Гусинского был и есть вполне достойный медиа-бизнес в Израиле – информационный концерн “Маарив”, новостной телеканал “Исраэль хадашот”, торговый центр в Хайфе, несколько рекламных компаний, фирм, оказывающих услуги по производству кино и ТВ. В России же Владимир Гусинский владеет телекомпанией "Эхо-ТВ", вещающей на Израиль, США, страны ближнего зарубежья. Казалось бы, поучительная повесть о раскаявшемся олигархе неумолимо близилась к своему умиротворяющему финалу.
Видимо, на этой стадии Владимир Гусинский и утратил бдительность, решивши прилететь из Тель-Авива в Афины, дабы провести выходные с семьей на собственной яхте. Однако в процессе прохождения паспортного контроля он был задержан бдительными эллинскими пограничниками – против его фамилии в компьютере стояла соответствующая птичка. Был ли он задержан по запросу российского бюро Интерпола или российских правоохранительных органов, а может, у греков завис компьютер – неясно до сих пор. Речь, судя по всему, идет о том старом деле о мошенничестве, по которому был осужден и амнистирован Антон Титов – обманный увод у доверчивого руководства "Газпрома" 5 млрд рублей. Дело это совершенно тухлое, что доказала позорная для российской юстиции испанская экстрадиционная история, и чести фантазии нашей прокуратуры не делает – бывали у нее выдумки и поудачней. Однако 25 августа апелляционный суд Афин постановил, что Гусинский будет ожидать решения о своей экстрадиции в афинской тюрьме Коридаллос. Как ожидается, решение о выдаче или невыдаче олигарха России будет вынесено в течение месяца, рассмотрение дела может продлиться до 45 суток. Объясняется эта ахейская свирепость, видимо, особо дружескими отношениями Греции с Россией и желанием сделать большому северному соседу приятное. Но в том-то и ужас, что российская сторона уже давно для себя дело Гусинского закрыла, все ордена, медали и наградные кофеварки "За взятие НТВ" розданы, на дворе иные проблемы, многие тогдашние соратники уже переругались между собой и бередить старые раны никому не нужно. Интересно теперь будет посмотреть, как Генпрокуратура станет останавливать заведенный ею же механизм и отказываться от головы Гусинского, которую в парчовом мешке ей преподносят хлебосольные греки.
Но это уже проблемы прокуратуры, как объяснить греческой юстиции тонкости российского предвыборного момента. Какую мораль может извлечь добросовестный наблюдатель из этой трижды печальной истории? Первое: государство, как говорил один из отцов российской рыночной экономики, - тупой предмет. А уж правоохранительная система тупа десятикратно, и прежде, чем раскачивать эту тяжеловесную машину, дабы закатать в асфальт конкурента, следует помнить, что она заработает на полную мощь именно тогда, когда заказчику это будет уже не нужно. В особенности это относится к различного рода международным системам, которые не так легко подстраиваются под нужды сегодняшнего дня, как гибкая и легкодоступная российская Фемида. Так что прежде, чем выносить внутриполитический сор из родной избы на международную арену, следует подумать трижды.
Второй вывод, следующий из предыдущего: кто раз попал в объятия следственных органов, не будет знать покоя до самой смерти, и евангельский принцип "если кто хочет высудить у тебя рубаху, отдай ему и кафтан" тут не работает. Теперь, когда экс-владелец "Медиа-Моста" в тюрьме Коридаллос дожидается правосудия, в чем разница между послушным Гусинским и непослушным Березовским? Если непротивление злу насилием не приносит желанного покоя, может, лучше было посопротивляться? Может быть, не стоило после трех дней, проведенных в Бутырках, отдавать НТВ на съедение государству? Конечно, жестоко требовать стоического героизма от мирного гуманитария – но ведь по причине своей душевной мягкости несчастный Владимир Александрович садится уже четвертый раз.
Отсюда третья мораль для юношества: кто хочет стать олигархом, должен почаще любоваться известной советской картиной "Допрос коммунистов" и стараться воспитать в себе соответствующие нравственные качества.
Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".