Метеориты сделали Марс кровавым

Читать в полной версии →
Согласно гипотезе американского ученого Альберта Йена, красный цвет планета бога войны приобрела от метеоритов, упавших на его поверхность, а не от окисления горных пород, как предполагалось ранее




Ученые продолжают вплотную заниматься исследованиями Марса – нашего ближайшего соседа по Солнечной системе. На этот раз их внимание привлек не вопрос о жизни на Красной планете, а проблема ее специфического цвета.

Предположение, которое высказал сотрудник из лаборатории NASA, расположенной в Пасадене (Калифорния), Альберт Йен, следующее: вероятно, красный цвет Марсу могли придать метеориты, а не наличие воды, как считалось ранее. До настоящего времени астрономы полагали, что выделявшееся из марсианских скал железо окислялось на воздухе под влиянием наличествовавшей на поверхности H20, и в результате образовывалась красная пыль, которая немедленно распространялась по планете и придавала ей специфическую кровавую окраску.

Поводом для выдвижения этой гипотезы стал анализ результатов, полученных марсоходом "Патфиндер" в 1997 году. В ходе экспедиции было установлено, что пыль Красной планеты содержит значительно больше магния и железа, чем собственно марсианская горная порода. Одной из версий, способных объяснить данный парадокс является немарсианское происхождение пыли: субстанция, по мнению американских ученых, попала на планету из космоса небольшими метеоритами, содержащими металл.

Чтобы доказать свою правоту, Альберт Йен воссоздал в специальной камере атмосферу Марса, а затем поместил в нее железо и подверг его воздействию ультрафиолетовых лучей. Результат был поразительным: спустя неделю металл начал ржаветь без непосредственного воздействия воды. По словам исследователя, его теория не опровергает версию, что на Марсе когда-то была вода. Однако, по его мнению, растекавшаяся по поверхности планеты вода, которая затем испарялась, могла сыграть лишь незначительную роль в процессе "покраснения" планеты.

Окончательную ясность в проблему существования марсианской гидросферы могут внести миссии двух марсоходов NASA, которые в настоящее время находятся на пути к планете. Предполагается, что в январе 2004 г. аппаратам удастся взять пробы грунта. Если в них будет обнаружен никель, это подтвердит гипотезу Йена: концентрации этого металла в метеоритах обычно довольно высоки в отличие от горной породы Марса.

Алена ФУРМАН |
Выбор читателей