Закулисные подробности партийных склок

Читать в полной версии →
Пока коммунисты дерутся за место в общефедеральном списке, а "Яблоко" вылавливает "уши СПС", Партия жизни привлекла к спасению выхухолей Геннадия Селезнева. Выходные в горячке предвыборных съездов




Минувшие выходные, завершившие первую неделю предвыборной гонки, оказались богатыми на съезды. Чтобы утвердить программы и общефедеральные списки тех, кто войдет в следующую Государственную думу, в Москве собирались представители пяти партий, а именно: Российская партия труда, которая станет одной из блокообразующих в избирательном блоке Народно-патриотического союза России (НПСР), сколоченном на скорую руку Сергеем Глазьевым; Партия возрождения России, возглавляемая экс-коммунистом, спикером нижней палаты Федерального собрания Геннадием Селезневым; Коммунистическая партия РФ (КПРФ) во главе с Геннадием Зюгановым; партия "Яблоко" Григория Явлинского; партия "Либеральная Россия" Виктора Похмелкина.

У коммунистов без скандала не обошлось. Драка разгорелась, в первую очередь, за места в списках - их на всех не хватило. За одну из позиций в федеральном списке билось в общей сложности пять кандидатов. Из них путем долгого голосования был выбран вице-спикер Госдумы, сопредседатель Агропромышленной депутатской группы нижней палаты Геннадий Семигин, - всем на удивление. Как сообщили "Yтру" источники в КПРФ, сам Геннадий Зюганов буквально перед съездом заявлял, что избрание Семигина в федеральный список станет оскорблением ему лично. Как известно, Семигина в КПРФ не любят и называют ставленником Кремля (редактор газеты "Завтра" Александр Проханов присвоил ему имя "кремлевского крота"). Тем не менее, сие случилось.

Суть же возникшей в процессе обсуждения интриги в следующем. По сведениям "Yтра", определенные круги внутри компартии были заинтересованы в выдвижении депутата Сергея Афанасьева наверх, в том числе и за заслуги в разруливании "неприятных ситуаций" и спонсорство в Санкт-Петербурге. На пленуме КПРФ 5 сентября по этому поводу было много споров, как рассказал нам источник в ЦК. А на самом съезде их разразилось еще больше, поскольку к Афанасьеву у партийцев существует вполне устойчивая неприязнь. Это и вызвало сопротивление утверждению его кандидатуры для федерального списка. Для сравнения, прочие "денежные" кандидаты, например, ставленники "ЮКОСа" господа Кондауров и Муравленко, прошли без малейших проблем. "Все понимают, что ЮКОС нужен", заметил в кулуарных разговорах представитель КПРФ. А вот в случае с Афанасьевым возникли серьезные прения, изрядно задержавшие процедуру голосования по спискам.

Параллельно с этим возникло несколько других кандидатур. Фракция, поддерживающая представителей ВЛКСМ на съезде, продвигала своего кандидата, еще одна группа, представляющая рабочих, утверждала, что для партии пролетариата в КПРФ этого пролетариата мало. В итоге набралась критическая масса людей, которые проголосовали против Афанасьева, чтобы оставить место для последующего голосования. Началось выдвижение трех прочих кандидатов. Первый, от "рабочих", - "ветеранский" депутат Иван Захаров, вторым стал "комсомолец" Хугаев, третьим, подсуетившись, оказался Геннадий Семигин.

Голосование шло по мере внесения кандидатур, и после получения результатов по первым двум выяснилось, что комсомольский делегат набрал на несколько голосов меньше, чем рабочий. "Комсомольцы, натурально, обиделись и поддержали Семигина", - прокомментировал нам источник в партии. Так образовалось несколько голосов, позволивших вице-спикеру пройти в список. Чтобы спасти положение, были выдвинуты такие рейтинговые фигуры, как Василий Шандыбин и заслуженная артистка РФ, депутат ГД Елена Драпеко. Но комсомольские голоса, тем не менее, перевесили. Так на 14-м месте в федеральном списке КПРФ появился "кремлевский крот" Семигин. А харизматические депутаты Шандыбин и Драпеко оказались вне списка, что стало практически сенсацией съезда.

Надо сказать, что в избирательном списке коммунистов вообще оказалось немало неожиданного. Тут свою роль сыграл и уход от Зюганова Сергея Глазьева с его народно-патриотическим блоком. Коммунисты были готовы предоставить последнему место в федеральном списке, но, очевидно, недостаточно высокое, чтобы Глазьев отказался от идеи создания своего блока. Поскольку окончательное решение о "разводе" Глазьева и Зюганова принималось практически в последний момент (об этом было объявлено только 25 августа), у КПРФ оставалось свободное место, которое неожиданно занял бывший губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко.

Появление националиста Кондратенко в первой пятерке коммунистического списка стало лишь одним из сюрпризов. Следующим ходом от второго места отказался известный физик Жорес Алферов. По словам делегата съезда, замруководителя думского комитета по госстроительству Александра Салия, "нобелевский лауреат предпочел заняться научной работой". Неофициальные источники отметили, что, судя по всему, Алферов побоялся из-за лидирующей позиции в КПРФ потерять научный грант в Академии наук. Как бы то ни было, на его месте оказался Кондратенко, а Алферов опустился на пятую позицию, которую ранее прочили экс-губернатору.

Такая замена, с имиджевой точки зрения, нанесла значительный урон компартии, однако коммунисты надеются взять реванш с другой стороны. Исторически "красный" краснодарский регион приносит традиционно КПРФ около 3% из 25% голосующего за них электората. Это значительная часть голосов, и потерять их было бы большим ущербом для партии. Как утверждают осведомленные источники, в настоящее время на нынешнего главу администрации области Ткачева существует давление со стороны "партии власти!, и он может, так сказать, сдаться. А Кондратенко, имеющий на Ткачева значительное влияние, может оказаться серьезным политическим рычагом в этой ситуации.

В итоге в первой тройке федерального списка КПРФ оказались Геннадий Зюганов, Николай Кондратенко и аграрий Николай Харитонов. На четвертом месте – летчик-космонавт, Герой Советского Союза Светлана Савицкая. За ее счет коммунисты рассчитывают добрать имиджа к общему "весу" партии. Всего в федеральном списке коммунистов 18 фамилий, по региональным спискам проходит 252 кандидата, а по одномандатным округам пойдет еще 185 человек. Как с гордостью говорят сами коммунисты, "из 18 человек в федеральном списке у нас только 11 представляют КПРФ", остальные – из "союзных" партий. Таким образом, компартия выходит на выборы в качестве избирательного объединения.

Съезд партии "Яблоко" оказался куда менее конфликтным. Насколько можно судить по кулуарным разговорам, большинство "острых" моментов сводилось к недопониманию делегатов съезда, почему на место в списке выдвигается именно этот человек. Здесь в партийном списке оказалось также намного меньше мест, чем претендентов на них. По словам одного из делегатов съезда, "много тех, кто обладает необходимыми знаниями и опытом для работы в Думе, не смогут принять участие в ее работе, что обидно". Но "яблочники" оказались намного более привержены общей линии партии, чем собственным интересам. После разъяснений Григория Явлинского делегаты согласились с мнением президиума и утвердили предложенные кандидатуры.

Пожалуй, больше всего вопросов вызвали кандидатуры Галины Антоновой и Константина Кагаловского, попавших в федеральный список. Как сообщили "Yтру" в пресс-службе "Яблока", эти люди попали в список "по согласованию с "ЮКОСом". Впрочем, что "ЮКОС" нужен, поняли и рядовые члены этой партии, так что особой остроты в прениях не возникло. Еще один спорный вопрос касался члена президиума "Яблока" Сергея Иваненко, - почему он проходит по региональным спискам, а не по центральной части. Иваненко находится на первом месте по региональному московскому списку. Как объяснили нашему корреспонденту представители партии Явлинского, "это потому, что мы надеемся, что так он пройдет в Думу".

В первой тройке федерального списка "Яблока" – Григорий Явлинский, Владимир Лукин и зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Игорь Артемьев. Четвертым в списке проходит зампред фракции "Яблоко" в Госдуме, руководитель избирательного штаба партии Сергей Митрохин. Всего в центральной части списка 17 фамилий, по региональному списку проходят 124 человека, и еще 118 человек будут представлять "Яблоко" по одномандатным округам.

Самым значительным моментом в обсуждениях этого съезда, однако, оказался даже не общефедеральный список, а отношения с СПС. Напомним, что практически всю вторую половину лета продолжалсь история, которую СМИ дружно назвали "ушами Митрохина" вслед за повторяющим раз от разу Сергеем Митрохиным: "Из этого "черного пиара" торчат уши СПС". Суть проблемы заключается в возникновении ряда ситуаций, когда в прессе появлялись публикации об излишнем "популизме" "Яблока", а на улицах городов России возникали пикеты организации, называющей себя "Яблоко без Явлинского". Такой пикет возник и перед дверьми нынешнего съезда в субботу утром. На фотографии, которую корреспонденту "Yтра" предоставили в "яблочной" пресс-службе, можно видеть, что среди лозунгов пикетчиков встречается и такой: "Митрохин, руки прочь от РАО ЕЭС".

Однако по данным, оказавшимся в распоряжении редакции "Yтра", некоторые "правоверные" члены "Яблока" могли намеренно участвовать в пикете с такими лозунгами с тем, чтобы создать массовость и затем громогласно обвинить "Союз правых сил" в инициировании сего действа и рисовании абсурдных плакатов.

Впрочем, по словам представителей "Яблока", "это - дело пиарщиков", и вопросы организации предвыборных списков – основная тема первой предвыборной недели – лежат в стороне от ярких лозунгов и пикетов. Здесь возникла другая, более серьезная проблема. Дело в том, что между СПС и "Яблоком" уже давно существует соглашение о том, чтобы не мешать друг другу при выдвижении по одномандатным округам. Вплоть до последнего времени все договоренности соблюдались. Их курировали Ирина Хакамада со стороны СПС и Владимир Лукин со стороны "Яблока".

Но буквально несколько дней назад, как рассказывают в "Яблоке", во время заседания президиума партии, в присутствии журналистов, Сергею Иваненко позвонила вначале Ирина Хакамада, а затем Борис Немцов. Первая сообщила, что "мы считаем все наши договоренности по одномандатным округам прекращенными", а лидер СПС заявил Иваненко, что "у вас есть плохие и хорошие кандидаты, и против плохих мы будем выставлять своих".

Сложившаяся ситуация заставила Явлинского выдвинуть своих одномандатников "по максимуму", то есть и в тех округах, где не предполагалось мешать Союзу правых сил. Однако "Яблоко" заявило о готовности вести переговоры по этому вопросу и отозвать "лишних", если СПС согласится пойти навстречу. В связи с этим на съезде было принято обращение к СПС, призывающее их "в вопросе выдвижения кандидатов в одномандатных округах руководствоваться результатами договоренностей, достигнутых в ходе консультаций между уполномоченными представителями "Яблока" и СПС в 2002-03 гг".

Каково же было удивление "яблочников", когда к ним обратились из СМИ с просьбой отреагировать на аналогичный призыв со стороны СПС. Как выяснилось из телефонного разговора, чуть позже того, как было опубликовано обращение "Яблока" к СПС, "правые" поняли, что теряют инициативу и решили предложить общественности свое продолжение предвыборной игры. Для переговоров в СПС "яблочнику" Владимиру Лукину, в чьем ведении был этот вопрос весь последний год, предлагается прийти в понедельник на съезд "правых сил". Но никакого официального приглашения не последовало, если не считать таковым приглашение "через СМИ".

Поскольку сегодня Владимир Лукин уезжает в Париж (а именно так сообщили "Yтру" в пресс-службе партии Явлинского), даже если официальное приглашение последует, никакого конструктивного диалога на съезде СПС не будет, за отсутствием представителя "Яблока". По мнению "яблочников", есть только один путь к компромиссу. Если СПС при утверждении избирательных списков выполнит все прежние договоренности, "Яблоко" обязуется отозвать мешающих "правым" кандидатов. В противном случае у ряда депутатов, в частности, у Ирины Хакамады, могут возникнуть проблемы, - для прохождения в Думу ей может не хватить нескольких процентов голосов, которые возьмет на себя заведомо непроходной кандидат от "Яблока".

Приходится констатировать, что, несмотря на все заклинания о "победе правого дела" и "общих целях", раздающиеся со стороны СПС и "Яблока" перед каждыми выборами, включая, наверное, даже выборы сельсовета в самой далекой дали, в эту кампанию мы уже становимся свидетелями "братской" грызни и еще услышим потоки взаимных обвинений, что никак не может положительно повлиять на "правый" электорат, толкая его в объятия "Единой России" etc.

Таковы общие перипетии двух самых ярких событий этих выходных. Что же касается остальных партий, проводивших в субботу и воскресенье свои предвыборные мероприятия, то они вызывают, скорее, некоторое недоумение. С Партией труда, которую Сергей Глазьев ставит в качестве блокообразующей наряду с Партией российских регионов, более-менее понятно. Попытка Кремля создать контролируемую оппозицию "партии власти" на этих выборах вряд ли будет успешной. Здесь единственная яркая фигура наряду с самим бывшим главным экономистом КПРФ – бывший же руководитель Центробанка Виктор Геращенко. Разве что он может привлечь внимание избирателей. Но пока не пройдут предвыборные съезды у других партий, входящих в блок, о том, кто войдет в первую "глазьевскую" тройку третьим, можно лишь догадываться. По словам Глазьева, организационно народно-патриотический блок будет сформирован только в следующее воскресенье – 14 сентября.

Объединение в блок Российской партии жизни (РПЖ) спикера верхней палаты Сергея Миронова и Партии возрождения России (ПВР) спикера нижней палаты Геннадия Селезнева, заявленное на субботнем съезде ПВР, вызывает еще большее недоумение. Ничего общего у этих двух партий, кроме того факта, что они обе возглавляются спикерами, практически нет. Одна ратует за восстановление социальной справедливости и привлекает для пущей важности певца Николая Баскова (ПВР), другая ратует за возрождение жизни, привлекает спасателей и экологов и активно борется за выживание выхухолей. По слухам, к Миронову и Селезневу мог добавиться госсекретарь Союза Белоруссии и России Павел Бородин со своей партией "Евразия", но, к счастью, последний отказался. Иначе смесь из двух спикеров и одного госсекретаря могла стать гремучей. Кто войдет в состав первой тройки, станет ясно после съезда РПЖ, - Селезнев во всем полагается на Миронова. В этом отношении спикеры сохраняют субординацию – верхняя палата над нижней.

По данным источников "Yтра", это блокирование может быть отыграно назад в любой момент. В связи с появлением на политсцене нового игрока - Глазьева со товарищи, - Кремль приобретает контролируемую даже, скорее, не оппозицию, а "конструктивного критика", роль которого так подошла бы обоим спикерам. И если их давление на Кремль – а именно так следует расценивать блокирование РПЖ и ПВР – даст результаты, спикеры запросто могут "развестись" так же легко, как и сошлись, поскольку в любви каждый сам за себя. Особенно в любви с Кремлем.

Под завершение выходных предвыборного абсурда добавила инициатива "Либеральной России" Виктора Похмелкина. Он решил идти на выборы в экзотической компании с автомобилистами. Так что захватывающая дух история предвыборных метаний завершается совместной конференцией двух партий и движения, создающих избирательное объединение под названием "Новый курс – автомобильная Россия". Целью блока станет "защита автомобилистов как класса". Ожидается, что в первую тройку здесь войдут Виктор Похмелкин, сопредседатель Республиканской партии, экс-министр финансов Борис Федоров и зампредседателя Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский. Впрочем, вероятность успеха этой коалиции кажется такой же несуразной, как и их предвыборная программа.

Постфактум

Возвращаясь к фаворитам предвыборной гонки, отметим, что внимание и уважение журналистов в предвыборной борьбе зачастую оказывается одним из факторов успеха. Если руководствоваться этой точкой зрения, то КПРФ может многое потерять. Хотя съезд коммунистов проходил в закрытом помещении, аккредитация представителей прессы все же была проведена, и собравшиеся корреспонденты рассчитывали хотя бы на возможность дожидаться "исторических решений съезда" в закрытом от ветра и холода помещении. Однако прессу выгнали даже из "предбанника".

Ася РЯЗАНОВА |
Выбор читателей