|
Сразу после 11.09.2001 эксперты наперебой строили прогнозы и предположения относительно дальнейшей судьбы США, их экономики и положения в мире. Сегодня, по прошествии двух лет, самое время оценить, с чем пришла Америка к очередной годовщине этой черной даты в своей истории.
Политика
Трагедия стала шоком для американских спецслужб, располагавших (как выяснилось впоследствии) информацией о готовящихся терактах, но ничего не сделавших для их предотвращения. События 11 сентября повлекли за собой серьезнейшие структурные и качественные изменения в деятельности американских силовиков. Конгресс дал Министерству юстиции самые широкие полномочия в деле борьбы с терроризмом. 26 октября 2001 г. Джордж Буш придал силу закона Патриотическому акту США, что вернуло силовым структурам полномочия, которых они лишились четверть века назад (в 1974 г., когда агентов ФБР уличили в несанкционированной слежке за тысячами американцев, в том числе за Мартином Лютером Кингом).
Действия ФБР, являющегося главным силовым подразделением Министерства юстиции, были сконцентрированы на борьбе с терроризмом, тогда как ранее оно было призвано бороться с организованной преступностью. Сегодня сотрудники Бюро обладают правом без санкции прокуратуры и суда обыскивать мечети, синагоги и церкви, контролировать разговоры в интернет-чатах и приобретать интересующую информацию у коммерческих интернет-ресурсов, а также проводить разведывательные операции на территории США.
После 11 сентября ЦРУ, ответственное за разведывательную деятельность за пределами США, получило специальное финансирование в размере $1 млрд для борьбы с терроризмом. Количество сотрудников контртеррористического центра ЦРУ выросло в десять раз – с 500 до 5 тыс. человек. Многие специалисты по борьбе с терроризмом, ушедшие на покой, были призваны обратно на службу. ЦРУ также получило право на устранение членов террористических организаций.
В ноябре 2002 г. Конгрессом США было одобрено создание нового министерства – Министерства национальной безопасности, в состав которого вошли секретные службы и организации, отвечающие за иммиграцию, охрану границ и таможенную проверку. Сейчас здесь работают более 170 тыс. служащих, а бюджет структуры в 2003 г. составил около $40 млрд.
Мрачные прогнозы потерь
Сентябрь 2001-го заставил экспертов задуматься о том, насколько террористическая атака подорвет основы американской, а вместе с ней и мировой экономики. Только в страховых выплатах разрушения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке были оценены в $20,3 млрд. Сентябрьские теракты стали самой дорогой катастрофой в истории США, ущерб от которой превзошел убытки от урагана Эндрю в 1992 г., составившие $19,6 миллиардов. Ущерб, нанесенный терактами мировой экономике, предварительно был оценен в $250 млрд, или 1% мирового производства. По оценкам исследовательского центра в Санта-Монике, предполагалось, что только в 2002 г. из-за последствий событий 11 сентября будут сокращены 1,6 млн рабочих мест.
Через огонь – к росту
Однако судьба распорядилась иначе, и два последних года стали для США куда менее провальными, чем предполагали пессимисты осенью 2001-го. В американской экономике происходило медленное восстановление после рецессии 2001 года. В 2002 г. рост ВВП США продолжался, хотя и весьма неравномерно. Нет сомнений в том, что прирост американской экономики будет положительным и в текущем году.
Так, на днях Министерство торговли опубликовало уточненные (по отношению к предыдущему отчету) показатели ВВП США за II квартал. Согласно этим данным, годовые темпы роста ВВП пересмотрены с 2,4% до 3,1%. Более того, потребительские расходы, обеспечивающие порядка 70% американского ВВП, выросли на 3,8% – против 3,3% в первоначальном варианте. Расходы американцев на товары длительного пользования, включая автомобили, повысились на 24,1% (+22,6% в предыдущем отчете), затраты на товары повседневного спроса возросли на 1,1% (+0,1%), а расходы на услуги – на 1,5%. Расходы на национальную оборону выросли на 45,9% (+44,1%), что является самым высоким уровнем со времени войны в Корее в 1951 году.
Америка продолжает тратить
Из приведенных цифр видно, что Америка продолжает тратить деньги – а значит, продолжает жить. На этом пункте следует остановиться подробнее, поскольку такое "экстремальное" значение данного показателя во многом является той данью, которую пришлось заплатить США за сентябрь 2001-го.
Наращивание госрасходов стало своеобразным "кейнсианским коньком" администрации Буша, хотя подобные меры стимулирования экономики, вкупе со снижением налогов, рассматривались и рассматриваются рядом экономистов как весьма рискованные. Однако события сентября 2001-го не оставили шансов противникам экономической политики действующего президента: объявленная Бушем война мировому терроризму фактически оправдала рекордные военные расходы американской администрации.
Рост военных затрат какое-то время действительно является стимулирующим фактором для экономики, способствуя созданию новых рабочих мест и развитию передовых технологий. В определенной степени эта давняя схема сработала и на сей раз. Последовавшие за терактами две локальные войны – в Афганистане и Ираке – продемонстрировали американским налогоплательщикам, куда были потрачены их деньги.
Буш не боится дефицита. И правильно делает?
Обстоятельством, изрядно портящим общую картину, является рекордно высокий бюджетный дефицит – прямое следствие наращивания госрасходов. Так, в 2002 финансовом году он составил $159 миллиардов (отметим, что это был первый дефицит американского бюджета с 1997 г.), а в нынешнем году ожидается, что этот показатель возрастет более чем вдвое и превысит $400 миллиардов.
Но, похоже, этот "досадный пустячок" не пугает американскую администрацию, запросившую у Конгресса еще $87 млрд для продолжения борьбы с терроризмом в Ираке. Вместе с тем, выделение столь значительной дополнительной суммы вовсе не означает, что именно на столько возрастет и дефицит бюджета, учитывая наличие в распоряжении Конгресса специального резервного фонда. Более того, основная часть средств из этих $87 млрд пойдет американским же компаниям, занимающимся восстановлением иракской экономики. Таким образом, США гарантируют себе доминирующие позиции во всех сферах жизни постсаддамовского Ирака – от военной до экономической. Впоследствии это сторицей вернется в бюджет США налогами, выплаченными компаниями, которым государство помогло обосноваться в Ираке, а значит, подобные государственные "инвестиции" можно считать оправданными и не особо опасными для бюджета.
Америка опять живее всех живых
Подводя итог, можно сказать, что к настоящему моменту Соединенные Штаты в целом преодолели негативные последствия событий двухлетней давности. Более того, сентябрьская трагедия послужила своеобразным стимулом для американской экономики.
До сего дня США не дали ни одного существенного повода усомниться в их абсолютном мировом лидерстве, а на мировом политико-экономическом горизонте так и не появилось страны, или группы стран, способных потеснить Америку на троне.