|
Питерцы погудели, повозмущались – мол, оставляют их, бедных, безо всякой альтернативы, но организованно "против всех" не проголосовали; для того, чтобы сорвать выборы, сказать "нет" обеим дамам, претендующим на губернаторское кресло, должны были более 50% избирателей, пришедших к урнам, а сделали это всего 11,89% проголосовавших. Остальные недовольные сложившейся ситуацией предпочли отсидеться дома, забыв о том, что для победы во втором туре достаточно простого большинства голосов. Кстати, на этот раз не поленились заполнить бюллетени около 28% зарегистрированных избирателей, то есть явка оказалась даже чуть выше, чем в предыдущем туре.
В общем, питерцы отнеслись к дамам вполне уважительно – действительно, зачем лишний раз обижать отважных амазонок, бросивших вызов кандидатам-мужчинам? К тому же, кому нужна еще одна предвыборная гонка, которая вряд ли будет честнее той, что накануне, наконец, закончилась? Кажется, можно вздохнуть спокойно: свершилось.
К настоящему моменту становится в общих чертах ясно, что хочет женщина - выступив перед бдящими в неурочное время журналистами, Валентина Матвиенко сообщила, что мечтает сделать все возможное для развития научного потенциала города и скорейшей передаче Петербургу "ядра столичных функций".
В штабе Матвиенко празднуют победу (вкус которой не смогла испортить даже хулиганская выходка двоих молодых людей, швырнувших в Валентину Ивановну пачку листовок оскорбительного содержания). Проигравшая Анна Маркова злорадно усмехается – ее во власть никто не проталкивал, вот она и не выиграла. Ознакомившись с предварительными итогами выборов, она поспешила сообщить журналистам о том, чиновники в Смольном хотели "остаться и сохранить свои места", а потому не стали ее поддерживать. Зря старались, утверждает г-жа Маркова, все равно всех уволят...
Но, так или иначе, получен ответ на вопрос, волновавший в последнее время россиян – неужели женщина может стать губернатором? Может, еще как может! А вот получится ли у нее управлять Санкт-Петербургом, покажет время.
Выступая в воскресенье на пресс-конференции в московском отделении ИА "Росбалт", Ирина Хакамада, 10 лет являющаяся в России символом женщины-политика, заявила: "Если Валентина Матвиенко победит на выборах – неважно, каким образом, – это станет для меня знаком". В ответ на вопрос корреспондента "Yтра" она пояснила: скандальный процесс выдвижения нынешнего полпреда президента по Северо-Западному округу на должность губернатора Санкт-Петербурга забудется. Как забудется и то, что эти выборы охарактеризовала крайне низкая явка, и то, что большинство петербуржцев в кухонных разговорах выражали антипатию к этому кандидату. "Останется в памяти людей одно: у нас была женщина-губернатор", – сказала Хакамада.
Именно это, по ее мнению, окажется решающим для гендерного вопроса в политической жизни России. Ибо, как считает Ирина Хакамада, "у женщин в политике, несомненно, есть проблемы, но лишь те, что связаны с мнением общественности". Не кажущаяся неспособность дам управлять страной, принимать важные политические решения, а только то, что "население выбирает политических деятелей в соответствии с гендерной дискриминацией". Посему победа Матвиенко стала значительным событием для всех ее соотечественниц, у которых появился шанс быть воспринятыми совершенно иначе в современном традиционно "мужском" мире. А вот "если бы Хиллари Клинтон выдвинулась на пост президента, это был бы знак для всего мира", – заявила Хакамада корреспонденту "Yтра".
В общем, если верить Хакамаде, получается, что феминизация российской политики теперь практически неизбежна. Игорь Артемьев, заместитель руководителя фракции "Яблоко" в ГД, менее оптимистичен в своем отношении к женщинам в политике. Он уверен, что побеждать в политической борьбе могут жесткие, несгибаемые, циничные политики. А нужно ли таковыми быть женщинам?
По мнению Артемьева, истинным идеалом женщины является... знаменитая героиня мульта Олега Куваева Масяня. "Она добрая, умная и при этом деятельная, много успевает сделать... Но она хрупкая", – заявил депутат. Поэтому "в политике ей пока будет тяжело, ничего хорошего из этого не получится", считает Артемьев.
С другой стороны, как сказал он корреспонденту "Yтра", поясняя свою позицию относительно будущей роли женщины в России, "из тысячи Масянь одна, наиболее активная, сдвинет мужчину с его места" на политической арене. Именно такая Масяня сможет достойно представить стране новый идеал "доброй, хрупкой" и, вместе с тем, энергичной, успешной женщины-политика.
И вне зависимости от того, является ли Валентина Матвиенко прообразом подобной героини, определенные шаги к решению "женского вопроса" после завершения нынешних выборов в Петербурге будут сделаны.