Муравьиное царство

Читать в полной версии →
Они умны, дружны, трудолюбивы... Они умеют строить, считать и воевать. Они воспитывают молодежь. Они, наверное, даже разговаривают. А мы идем – и давим их. За что?!




В детстве мне казалось, что муравьи – это разумные существа с другой планеты. Такое предположение я сделал, понаблюдав за их поведением. Ведь муравьиное сообщество чем-то напоминает человеческое, только оно более организовано. Муравьи относятся к тем немногим живым существам, которые не только сами приспосабливаются к среде обитания, но и активно перестраивают окружающий мир применительно к своим нуждам.

Муравьи и вправду не совсем обычные насекомые. Ученые называют их интеллектуалами, так как они одни из мира насекомых способны постоянно учиться, а попав в неожиданную ситуацию, принимать "разумные" решения. Объясняется это тем, что муравьи – долгожители. Царицы некоторых видов живут до двадцати лет, а рабочие муравьи до семи. К тому же, муравьи живут огромными семьями. Любой взрослый муравей, научившись чему-то новому, может тут же обучить двух-трех младших собратьев, а те, в свою очередь, – муравьев следующего поколения. В результате "открытие" одного муравья может стать всеобщим достоянием и передаваться из поколения в поколение. Кроме того, у муравьев чрезвычайно сильно развит инстинкт подражания: они тщательно повторяют все, что делают более старшие, а следовательно, более опытные члены муравьиной семьи. Однако не все муравьи одинаково сообразительны. Среди сотен тысяч обитателей муравейника выделяется немногочисленная когорта наиболее активных, решительных, предприимчивых, которые и становятся лидерами. Кстати, самки гораздо умнее, нежели представители "сильного пола". Впрочем, "сильным полом" муравьев-самцов можно назвать только условно, их роль сводится к оплодотворению молодых самок. Самцы обычно появляются в муравейнике незадолго до брачного лета и вскоре после спаривания погибают. А рабочие муравьи, которых мы обычно наблюдаем, представляют собой недоразвитых, бесплодных в обычных условиях самок.

У муравьев отличная память. Активные фуражиры, ведущие самостоятельный поиск пищи, хорошо знают свой участок и помнят дорогу домой. Даже если муравьиную тропу перегородить замысловатым лабиринтом, фуражиры, поблуждав по его закоулкам, в конце концов обязательно найдут проход. Муравьи обладают чувством времени. Если невдалеке от кормовой дороги строго в определенное время выставлять кормушку, то фуражиры очень быстро запомнят время появления пищи и будут точно в срок собираться на этом участке. А после того как их перестанут подкармливать, муравьи будут приходить сюда еще дней пять – в то же время.

Муравьи – в самой полной мере общественные существа. Действовать отдельно от коллектива способны лишь немногие. Если муравью приходится трудиться в гнезде в одиночку, то делает он это медленно и неохотно; зато когда над тем же заданием трудится группа, все действуют быстро и энергично. (Кстати, способность муравьев работать в команде, а также тот факт, что для колонии насекомых потеря одного муравья ничего не значит, подвигли ученых из НАСА и Массачусетского технологического института на разработку проекта ANTS – миниатюрных космических зондов весом менее килограмма, обладающих неким искусственным интеллектом.)

Но и этим способности муравьев не ограничиваются. Оказывается, они способны решать логические задачи. Однажды был проведен такой эксперимент. Около муравейника установили искусственный цветок на высокой ножке с длинными, до 15 сантиметров, лепестками из твердой бумаги. Все 11 лепестков располагались в одном секторе цветка. На кончик самого верхнего лепестка нанесли капельку сахарного сиропа. Малым лесным муравьям давали десять минут кормиться на этом лепестке, затем его кончик отрезали, а каплю сиропа наносили на следующий лепесток, и здесь давали муравьям кормиться не больше десяти минут. Так в течение опыта капля должна побывать на каждом из одиннадцати лепестков. В первых четырех опытах муравьи старательно осваивали предложенную им задачу. После каждого переноса капли они искали ее по всей "ромашке", но главным образом на тех лепестках, где только что кормились. Начиная с пятого опыта, поведение муравьев изменилось. Теперь они почти не забегали на лепестки, где раньше был сироп, а сразу шли на соседний. Даже после десятидневного перерыва в опыте они не забыли, как нужно искать корм на бумажном цветке.

О сообразительности муравьев существует множество рассказов. Например, Клеанд повествует, как однажды толпа муравьев подошла к чужому муравейнику с трупом муравья. Тотчас же на шум из муравейника выскочило несколько сторожевых воинов, которые посмотрели, в чем дело, и скрылись. Пришлецы громко требовали их снова, и эта церемония повторилась трижды. Наконец, из муравейника вышла процессия, и принесшим труп передан был червячок – как бы в виде выкупа за тело умершего товарища. Некоторые исследователи, кстати, допускают у муравьев существование разговорного языка посредством знаков и утверждают, что муравьи могут передавать свои впечатления друг другу путем прикосновения сяжков. Другие идут дальше – говорят, что у муравьев есть звуковой язык, но звуки эти непостижимы для человеческого уха. Но если наличие "муравьиного" языка еще не доказано, то доподлинно известно, что муравьи задолго до человека изобрели "завоевательные походы". Участвовали в них муравьи-амазонки, которые водятся в степной и лесостепной полосах России. Саблевидные челюсти этих созданий похожи на клинки. Это отличное оружие, однако из-за тех же челюстей амазонки не могут строить дома, воспитывать личинок и добывать себе пищу. И даже не способны даже сами себя накормить. Поэтому амазонки превратились в касту воинов. Кормят же этих свирепых воительниц муравьи-рабы, которые живут с ними в одном гнезде.

Недавно было экспериментально установлено, что у муравьев имеются способности к совершению элементарных арифметических операций. Ну как тут не поверить в инопланетное происхождение этого маленького народца! А мы их давим...

Вадим САМОКАТОВ |
Выбор читателей