|
По его мнению, численность миротворческой миссии следует ограничить пятьюстами военнослужащими. "В состав контингента, который должен действовать под мандатом ОБСЕ, могут войти военнослужащие из стран Европейского союза и России. Продолжительность миротворческой операции может составить для начала шесть месяцев. Надеемся до начала 2004 г. достичь соглашения и приступить к развертыванию миротворческого контингента под мандатом ОБСЕ", - говорится в официальном комментарии.
Хилл - добросовестный дипломат и никогда не делает голословных заявлений. В то время как на правом берегу раздавались возгласы о необходимости быстрейшего ввода западных миротворцев, Хилл полностью свел на нет всю эту информационную возню, заявив о "неформальном характере" обсуждаемого вопроса и о том, что "это возможно лишь с согласия конфликтующих сторон - Кишинева и Тирасполя". Но теперь тон его речи изменился.
Напомним, что в начале сентября действующий председатель ОБСЕ Яап де Хооп Схеффер официально обратился к конгрессу США с просьбой рассмотреть вопрос о направлении в Молдову миротворческого контингента ЕС и США. Во время встреч в Вашингтоне Схеффер заявил, что "это вопрос первостепенной важности", ибо после расширения Евросоюза Молдова станет его непосредственным соседом.
Судя по недавним заявлениям Хилла, визит действующего председателя ОБСЕ в Вашингтон сильно изменил ситуацию. Пойдут ли западные страны на разрушение сложившегося статус-кво, рискнут ли во имя своих геополитических интересов региональной стабильностью? Пройдет ли этот вопрос или нет, во многом будет зависеть от стран-гарантов и в первую очередь от России, которая все еще располагает воинским контингентом в Приднестровье. По мнению аналитика российско-приднестровского информационного центра, "так исторически сложилась, что Россия несет особенную ответственность за судьбу Приднестровья, поскольку в нем проживают, по минимальным данным российского посольства в Молдавии, 75 тыс. российских граждан. Это представляется значительно более серьезным основанием для ведущего участия России в процессе приднестровского урегулирования, чем экономические, геополитические и прочие интересы западных государств и организаций. Если западные партнеры хотят иметь свое влияние в данном регионе, то пусть это делают по согласованию с Россией и не в ущерб ее влиянию. В этом и есть суть сотрудничества. Но если это не так, то российское государство имеет полное право и даже обязанность пойти и на односторонние действия по защите интересов своих граждан".
Как и прежде, последнее слово остается за Россией. Только Кремль может решить, сохранить ли здесь российское влияние, а вместе с ним мир и стабильность в регионе, или же он согласится добровольно оставить важные стратегические позиции. До сих пор Москва заявляла о своем намерении возглавить миротворческую операцию в Приднестровье и увязывала вывоз своих вооружений с процессом урегулирования.