|
В пятницу президент США вновь напомнил премьер-министру Страны восходящего солнца о том, что курсы валют должны определяться "естественным путем", однако полной поддержки и взаимопонимания в этом вопросе не обрел. "Президент вновь высказался за сильный доллар и за то, чтобы рынки сами определяли курсы валют, – заявил представитель администрации США. – Премьер-министр не делал никаких твердых заявлений. Он приветствовал решимость президента поддерживать сильный доллар и принял формулировку относительно рыночного регулирования курсов валют. В то же время он высказал опасение, что резкие колебания в курсах могут быть опасны и несут в себе негативный потенциал для рынков". За этой игрой слов четко прослеживается неприятие американских намеков относительно невмешательства японского ЦБ в ситуацию на рынке.
Заявление Буша выглядит противоречивым. С одной стороны, президент повторяет "мантру" о сильном долларе, с другой – выступает против интервенций Банка Японии, способствующих усилению доллара против йены. По всей видимости, первая часть заявления предназначалась "для внутреннего пользования", т.е. для американского фондового рынка, а вторая – "на экспорт", т.е. для японцев.
Уже более 20 лет американцы пытаются усилить курс японской валюты, на что у них имеются веские причины. Годы дорогой йены привели к сокращению японского экспорта в США и увеличению импорта Японией товаров и технологий, включая американские. Другое немаловажное следствие сильной йены – это приток японского капитала в американскую экономику. Задачи Банка Японии в данной ситуации во многом противоположены американским. Исторически основной задачей японского ЦБ было поддержание йены на оптимальном уровне для того, чтобы экспортно-ориентированная экономика страны могла жить и развиваться. Предположительно, этот оптимальный уровень находится в ценовом коридоре 110-120 JPY/$. Для удержания йены в данных пределах Банк Японии активно вмешивается в ситуацию на рынке посредством валютных интервенций.
Японская промышленность заинтересована в увеличении экспорта, включая и экспорт в США. Цели американцев, естественно, противоположны. Поэтому игра с валютными курсами остается одним из действенных способов развернуть ситуацию в свою сторону. Теперь, судя по тому, что в ход пошла "тяжелая артиллерия" в лице глав государств, борьба за йену принимает более острые формы.