Дежавю по-прокурорски

Читать в полной версии →
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в противостоянии Генпрокуратуры и "ЮКОСа" перевес на стороне последнего. С доказательной базой, позволяющей "рассадить "ЮКОС" по камерам", у прокуратуры по-прежнему туго




По меткому замечанию фондовых аналитиков, события на российском рынке акций оставляют ощущение дежавю: возросшая активность Генпрокуратуры точь-в-точь как в июле, после ареста Платона Лебедева, начала оказывать негативное влияние на фондовый рынок.

Вчера заместитель генпрокурора Владимир Колесников заявил, что у его ведомства имеются серьезные претензии к ряду ведущих менеджеров "ЮКОСа" и им будет предъявлено обвинение "за ряд совершенных ранее преступлений". Параллельно в сферу внимания прокурорских работников попали руководители "АвтоВАЗа". Как сообщил Колесников, в ходе прокурорской проверки были установлены факты "злоупотреблений и манипуляций со стороны руководства завода" и факты хищений запчастей на сумму 1 млрд рублей.

Выступление заместителя генпрокурора спровоцировало обвал российского рынка акций. К шести вечера во вторник индекс РТС упал на 3,6%, до 620,11 пункта. Котировки акций "ЮКОСа", снизившись сразу после заявления Колесникова более чем на 5%, затем немного подросли и к концу торгов находились на 3,28% ниже предыдущего закрытия ($15,06). "Есть ощущение, что народом эти заявления были восприняты как тот факт, что сейчас будет начато наступление на весь крупный бизнес, а не только на "ЮКОС", – заявил агентству "Рейтер" эксперт из ИК "Проспект" Игорь Лосавио. – Конечно, эти заявления были крайне негативно восприняты рынком. Но надо помнить, что поход рынка наверх сформировал некое нервическое состояние его участников, когда палец у каждого был уже на спусковом крючке".

И все же, говоря о последствиях новых прокурорских атак, пока не стоит драматизировать события. Фондовый рынок сейчас находится на пиковых уровнях, его коррекция неизбежна, а возросшая активность Генпрокуратуры способна лишь стать ее детонатором.

Вчера мы наблюдали первую реакцию рынка, и назвать ее абсолютной паникой нельзя. В дальнейшем ситуация будет зависеть от того, что, кроме угроз, сможет предъявить обществу Генпрокуратура. Если за вчерашними заявлениями последуют реальные шаги: аресты, возбуждение дел, суды – вполне можно рассчитывать на полномасштабную коррекцию рынка с провалом до уровня 580-590 пунктов по индексу РТС. Однако и в этом случае аналитики предполагают повторение летнего сценария. Тогда, как известно, после резкого падения рынка последовал еще более мощный взлет.

Пока большинство экспертов сходятся во мнении, что в противостоянии Генпрокуратуры и "ЮКОСа" перевес на стороне последнего. Несмотря на обвинения менеджмента НК во всех смертных грехах, президент по-прежнему остается над схваткой, что в теперешней ситуации равносильно поддержке им компании Ходорковского. Более того, на днях глава "ЮКОСа" сам перешел в атаку. "Три месяца нет никаких доказательств, пригодных для открытого суда... вероятно, кто-то скоро может потерять погоны", – заявил в интервью Михаил Ходорковский. А с доказательной базой, позволяющей "рассадить "ЮКОС" по камерам", у прокуратуры туго, что подтверждают абсолютно не впечатляющие обвинения в налоговых преступлениях, предъявляемые фигурантам скандала.

Некоторой новизной в действиях Генпрокуратуры можно считать параллельный "наезд" на "АвтоВАЗ", в истории которого много темных пятен. Попадание в одну с ним компанию может несколько смазать имидж "ЮКОСа", однако если "убойные" доказательства вины НК так и не появятся, подобное соседство окажет лишь краткосрочное негативное влияние на его реноме.

Не стоит забывать и о позиции, занятой в этой истории президентом. Сегодня Путин и Ходорковский прямо заинтересованы друг в друге. Для главы государства империя Ходорковского является единственной возможностью реализации "энергетического диалога" с США, предполагающего новый уровень отношений с Америкой (назло привередливой Европе), а также разрешение ситуации с Китаем. Ну а о заинтересованности главы "ЮКОСа" в "дружбе" с президентом говорить нет необходимости.

Таким образом, шансы Генпрокуратуры "достать" Ходорковского и иже с ним, похоже, не так уж велики. Последние выпады силовиков не произвели должного впечатления ни на президента, ни на широкую общественность. Пока "жертвой наезда" стал лишь фондовый рынок, оказавшийся на грани значительной коррекции. Но на то он и рынок, чтобы сначала расти, потом падать, а после – снова расти.

Саид ХАЛМУРЗОЕВ |
Выбор читателей