|
Одну из самых тонких пьес Шварца режиссер Юрий Еремин постарался превратить в нечто абсолютно простое, чтобы не заморачивать молодого зрителя не нужными ему проблемами. Эту "Тень" рубили топором по живому, добившись топорности шуток, реплик, диалогов на фоне топорных декораций. И только костюмы Ольги Кулагиной уже не вырублены топором, а шиты белыми нитками.
Это не значит, что "Тень" – плохой спектакль. Пьесу просто тщательно очистили, порезали и выварили для зрителя "до шестнадцати". Вспомните запеканку из школьной столовой – и вот такой же вам, пожалуйста, театр: безвкусный, но съедобный.
О чем, собственно, история? О, это прекрасная история, завораживающая и страшноватая. О том, как некий молодой ученый по имени Христиан-Теодор приехал изучать историю далекого маленького королевства. Ну и, конечно, оказывается, что королевство это – не совсем обычное. "Все, что рассказывают в сказках, все, что кажется у других народов выдумкой, у нас бывает на самом деле каждый день. Вот, например, Спящая красавица жила в пяти часах ходьбы от табачной лавочки – той, что направо от фонтана. Только теперь Спящая красавица умерла. Людоед до сих пор жив и работает в городском ломбарде оценщиком. Мальчик-с-пальчик женился на очень высокой женщине, по прозвищу Гренадер, и дети их – люди обыкновенного роста, как вы да я". И еще в этом городе есть Принцесса. Которая инкогнито живет где-то (весь город знает где), чтобы исполнить тайную волю покойного отца (весь город знает какую): найти себе порядочного мужа, не принца и не короля, чтобы он хорошо правил этой маленькой и странной страной.
И, конечно, Ученый встречает Принцессу. И они влюбляются друг в друга, и все должно было бы быть хорошо. Но есть темные силы, которые не хотят, чтобы все было хорошо. Тайные канцелярии, министры с портфелями и без портфеля, секретные советники. А главным врагом Ученого оказывается его собственная Тень, одержимая местью и ненавистью за то, что когда-то была всего лишь тенью...
Таков сюжет – единственное, что осталось от изящной пьесы Шварца в спектакле Еремина. Не стоит и говорить, что Шварцу всегда было мало одного сюжета. Вся красота его пьес – в тонком балансе между волшебным и реальным, добрым и страшным. В "Тени" волшебный мир оказался искажен как в кривом зеркале. Это королевство в полном застое и разрухе: Спящая красавица умерла, а вот Людоед жив и процветает. Неизвестно откуда выползли тайные министры, советники, чиновники, расплодились канцелярии. И именно поэтому Тень может отделиться от человека, и даже прославиться, и даже устроиться на работу в тайную канцелярию, и даже стать королем...
Не волнуйтесь: в РАМТе не будет никаких подтекстов. Не будет монологов длиннее пяти реплик. Не будет никаких сюрпризов. Будут симпатичные актеры, в особенности Сергей Рябцев (Христиан-Теодор, ученый), Александр Устюгов (Теодор-Христиан, его тень) и похожий на Ричарда Гира Алексей Веселкин (Доктор). Будут сусально красивые девушки. Пара смешных сцен. Вычищенный текст превратится в историю о незадачливом госте малоприятной страны, где нет закона об иностранцах: заезжий ученый говорит с акцентом более чем выразительным, в некотором роде даже заразительным, потому что так периодически начинают говорить и Тень, и Принцесса. В финале Христиан-Теодор собирает манатки и – адьос, оставляя свою Тень саму разбираться в царящем ералаше. Борьба Добра и Зла и прочая шварцевская "лабуда" – за кадром.
В таком кастрированном варианте пьеса напоминает старательную школьную постановку или студенческий капустник. Спорный подарок к юбилею автора, что ни говори. Но пипл хавает. Школьникам и школьницам, основным зрителям РАМТа, лучше не надо. А Шварца все равно жалко. Хороший был писатель.