|
История непростых взаимоотношений государства и крупного бизнеса начинается с 2000 года. Именно тогда медиа-магнат Владимир Гусинский был обвинен в нарушениях закона, а в офисах его холдинга "Медиа-МОСТ" были проведены обыски. Позднее опальному олигарху удалось покинуть страну, а Генпрокуратура объявила его в международный розыск. Впрочем, западные страны до сих пор так и не выдали Гусинского российским властям. По мнению испанского и греческого судов, рассматривавших дело бизнесмена, в действиях бывшего владельца НТВ нет ничего противозаконного.
Точно такая же ситуация сложилась и с другим российским олигархом Борисом Березовским. Предусмотрительный Борис Абрамович заблаговременно предпочел держаться подальше от отечественных правоохранительных органов и, покинув Россию, перебрался в Европу. Спустя некоторое время после этого, Генпрокуратура обратилась в МВД Великобритании с ходатайством об экстрадиции Березовского. Впрочем, служители Фемиды с берегов Туманного Альбиона после длительного рассмотрения дела приняли сторону предпринимателя и предоставили ему статус беженца.
Казалось бы, после этого российские власти и предприниматели должны были понять, что им следует строить отношения в иной плоскости, поскольку предъявления обвинений в мошенничестве и просьбы об экстрадиции ни к чему, кроме недоверия и непонимания со стороны Запада не ведут. Однако, наступив дважды на одни и те же грабли, россияне предпочли и дальше удивлять страны с цивилизованным бизнесом своей непредсказуемостью.
В июле нынешнего года сотрудники правоохранительных органов задержали одного из совладельцев "ЮКОСа" Платона Лебедева и обвинили его в мошенничестве. Рынок незамедлительно отреагировал на это падением курса акции вышеназванной нефтяной компании. Впрочем, сам глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, похоже, не верил в то, что ему уготована участь его коллег. В отличие от Гусинского и Березовского он не стал прятаться от правосудия и заявил о том, что не собирается покидать Россию, а "ситуация вокруг компании обратима". Однако время показало, что глава российского нефтяного гиганта ошибся. В этот вторник заместитель генпрокурора России Владимир Колесников сообщил о том, что "у прокуратуры есть серьезные претензии к ряду руководителей, в том числе "ЮКОСа", и им будет предъявлено обвинение за ряд совершенных ранее преступлений". Сегодня Yтром, после того, как представители спецслужб задержали Михаила Ходоровского, а Генпрокуратура предъявила ему обвинения по семи статьям УК РФ, стало ясно, что именно имел в виду господин Колесников.
Несколько минут назад Басманный суд санкционировал арест главы "ЮКОСа". Представители Генпрокуратуры, предложившие такую меру пресечения, подчеркнули беспрецедентность данного дела и заявили о том, что сумма ущерба, причиненного Лебедевым и Ходорковским, якобы составляет более $1 миллиарда. Чем закончится третий этап истории взаимоотношений российских властей и представителей крупного бизнеса, пока не ясно. С уверенностью можно сказать лишь одно: сегодняшние события ничего хорошего ни для "ЮКОСа", ни для России, стремящейся в ВТО и претендующей на право называться государством с цивилизованным бизнесом, не принесут.