"ЮКОС" как трамплин для Путина

Читать в полной версии →
Перед кремлевскими политтехнологами стоит задача: превратить президентские выборы в массовые. И они выбирают самый простой рецепт сделать их таковыми: провоцируют мощные наезды на президента со стороны тех, кого народ не любит




Динамика роста протестных настроений и политической апатии населения не может не тревожить кремлевских политтехнологов, уже вовсю занятых проблемами будущих президентских выборов. Казалось бы, чего им беспокоиться: рейтинг президента настолько высок, что ни у кого из предполагаемых соперников нет ни малейшего шанса составить ему реальную конкуренцию. Однако парадоксальным образом именно в этом и состоит главная проблема. Ведь когда победитель известен заранее, люди обходят избирательные участки стороной.

Опытный политтехнолог знает, что если побудительным мотивом голосования является имидж кандидата, то побудительным мотивом явки на выборы – интрига предвыборной борьбы. Если интриги не предвидится, то какие бы распрекрасные кандидаты ни выставлялись, сколько бы они к электорату ни обращались с просьбой прийти и проголосовать за них – все бесполезно. Народ не услышит. Пару лет назад на довыборы в Мосгордуму шел любимец москвичей актер Александр Абдулов. И что же? Реальной конкуренции не было, интриги тоже; выборы провалились. И таких примеров можно привести немало.

Собственно, почему выборы президента России, депутатов Госдумы и губернаторов в плане явки пока проходят гладко? Что это: результат вложения огромных денег в рекламу? Реклама и деньги свое дело делают, не без этого. И все же, здесь первична не реклама. И электорат ломится на избирательные участки на крупномасштабных выборах потому, что пока еще эти выборы в России сопряжены с интригой. Это всегда настоящая драка, а значит, всегда интересно. Попробуйте лишить выборы интриги – и возникнут проблемы с явкой. Так было в первом туре последних президентских выборов во Франции.

Так что если к предстоящим президентским выборам в России оппозиция не выставит достойного соперника Путину, кремлевским политтехнологам придется плести замысловатую "боковую" интригу либо решать банальную проблему с явкой избирателей.

Высокий рейтинг президента не гарантирует в полной мере победы. Со времен Древнего Рима ничего не изменилось, хлеба и зрелищ – вот чего хочет народ. Кремлевские политтехнологи это прекрасно понимают. Существуют реальные опасения того, что выборы не состоятся или состоятся при такой минимально низкой явке избирателей, что вопрос о легитимности главы государства неизбежно встанет в повестку дня как внутри страны, так и в мире.

Если такое случится, сколько-нибудь серьезные реформаторские преобразования в России, на которые, как полагают многие, нацелен Владимир Путин, тем более связанные с необходимостью принимать непопулярные решения, станут вряд ли возможны. А потому Путин должен не просто победить. Он должен победить триумфально. Повалит ли народ на выборы? Сегодня социологи в один голос подтверждают: не повалит.

Причины такого положения дел понятны. Раздраженному нищетой и неустроенностью россиянину тащиться на выборы, результат которых, к тому же, заранее предрешен, нет никакого резона. А вот если из волеизъявления народа устроить шоу, если будет интрига – может, и потащится. В бесплатный цирк ведь и нищие ходят с удовольствием.

Итак, перед кремлевскими политтехнологами стоит задача: превратить президентские выборы в массовые. И они выбирают самый простой и самый очевидный рецепт сделать их таковыми: провоцируют мощные наезды на президента со стороны тех, кого народ не любит. Теперь президента можно и нужно защищать от супостатов, выкрикивая с кремлевских зубцов: "Наших бьют! Все на защиту любимого президента!".

Судя по тому, как развивается конфликт вокруг "ЮКОСА", как растет ропот недовольства предпринимателей в адрес президента, все идет именно по этому сценарию. И чем решительнее бизнесмены будут роптать и негодовать, тем неуклоннее они приближают оглушительную победу Путина на выборах.

Но кто сегодня знает, во что выльется эта победа? И над кем она будет одержана?

Автор материала – известный политтехнолог, кандидат юридических наук

Выбор читателей