|
Более конкретно Пискун обвиняется в растрате, ряде экономических преступлений и использовании служебного положения в личных целях. Факты приводились следующие: 26 млн гривен, выделенные для увеличения штата прокуратуры, канули в неизвестность; по надуманным мотивам у других правоохранительных органов изымались дела об экономических преступлениях (те, в которых фигурировали крупные суммы ущерба) и потом затягивались или закрывались; в течение последних 6 месяцев Пискун трижды был в отпуске - в Крыму, ОАЭ и Альпах.
Все эти нарушения закона - если они действительно имели место - конечно, являются весьма серьезными, но назвать их "причинением вреда государству в целом" все-таки сложно. Большинство представителей оппозиции убеждены, что причина отставки лежит совсем в другой области. Вспомним, что как раз накануне отставки Пискуна его заместитель Виктор Шокин выступил с заявлением о раскрытии дел об убийствах журналистов Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова. По его словам, к делу причастна вторая (после группировки покойного Игоря Гончарова) банда "оборотней в погонах", члены которой занимают высокие посты в милиции и других силовых ведомствах. Кроме этих двух убийств, за бандой числятся и другие тяжкие преступления, в частности, два покушения на следователей Генпрокуратуры. Одновременно по делу Гонгадзе был арестован бывший начальник Департамента криминальной разведки МВД Украины А.Пукач. При этом В.Шокин обвинил МВД и СБ республики в том, что они не приложили усилий для обезвреживания банды.
Руководство милиции и СБУ с возмущением опровергло эти данные, после чего Пискун был вынужден извиниться и признать, что обвинение было "преждевременным". Но извинения оказалось недостаточно - практически сразу силовики, входящие в Координационный комитет, подали предложение об отставке генпрокурора.
Наиболее радикальные оппозиционеры, среди которых депутаты Юрий Оробец и Александр Турчинов, формулируют причину отставки Пискуна следующим образом: Генпрокуратура была превращена в орган, выполняющий политические заказы действующего режима - в частности, уголовные дела против лидеров оппозиции. Но выполнялись эти заказы плохо - Пискун то ли имел недостаточную квалификацию, то ли преследовал собственные цели (а возможно, и то и другое вместе). В частности, дело Гонгадзе он неоднократно использовал для шантажа своих политических противников, тем самым провоцируя их к решительным действиям. Но на этот раз шантаж ему не удался - обвинение против силовых структур оказалось слишком серьезным.
Среди возможных преемников Пискуна называется имя уже упоминавшейся выше Ольги Колинько, а также Александра Лавриновича, Юрия Кравченко и Алексея Багданца. Но президенту Кучме при выборе нового генпрокурора придется учитывать, что его кандидатура должна получить одобрение парламента. На данный момент шансы каждого претендента оценить достаточно сложно.