|
Одновременно стали известны неофициальные подробности отставки Волошина. Ее причина, как в этом и были уверены многие, прямо связана с последними событиями вокруг "ЮКОСа" и непосредственно – с арестом главы этой компании Михаила Ходорковского. Узнавший о силовой акции спецслужб в Новосибирске (где произошло задержание "олигарха") Волошин позволил себе в присутствии третьих лиц высказать Владимиру Путину свое несогласие с происходящим. Президент отреагировал незамедлительно: "В таком случае можете готовить документы о своей отставке". Следует отметить, что Волошин дважды с 1999 года подавал прошение об отставке (и всякий раз на пике обострения отношений с "питерской" группировкой), но Путин отказывался его отпускать. То, что президент поступил иначе в третий раз, говорит о том, что Волошин перестал быть в его глазах инструментом сдерживания в борьбе политических элит. Это значит, что предположения большинства аналитиков о дрейфе всего президентского курса в сторону тех, кого Путин привел за собой во власть в 1999 году, верны.
Отчасти это мнение подтверждает и личность преемника Александра Волошина. С одной стороны, Дмитрий Медведев соответствует основным характеристикам, присущим людям путинского призыва. Выходец из Питера, юрист по образованию, хорошо знает Путина более 12 лет. С другой стороны, в трудовой биографии Медведева отсутствуют позиции, связанные со службой в "органах". В Санкт-Петербургском университете его еще до всяких высоких назначений в Кремле считали блестящим специалистом в области права. Уже будучи в путинской администрации, Дмитрий Медведев большинством наблюдателей ассоциировался скорее с командой Волошина, чем с "классическими" питерскими. С последними, вдобавок, у него, как говорят, не заладились отношения, особенно двумя другими замами главы канцелярии – Виктором Ивановым и Игорем Сечиным.
Назначение Дмитрия Медведева демонстрирует, что Путин прекрасно осознает резонанс, который получили в обществе последние события. Но именно что демонстрирует. Компромисс с назначением Медведева, скорее всего, вынужденный, своего рода небольшой шажок назад. Путин не готов с большей убедительностью доказывать обществу свой настрой на смену курса, и новым назначением декларирует приверженность прежней тактике политического равновесия. Однако тут важно помнить, что не отставка Волошина и даже не арест Ходорковского яснее ясного убеждают в смене курса. Очевидный пересмотр итогов приватизации и данный в связи с этим долгосрочный аванс Генпрокуратуре важнее всех вчерашних и завтрашних кадровых рокировок.