|
Свершилось то, о чем договаривались руководители государств в прошлом году на пражском саммите. Создание сил быстрого реагирования, призванных гасить кризисы и конфликты в любой части света, знаменует пусть не самую быструю, но верную трансформацию альянса в соответствии с духом времени. Если прежде (особенно европейскими членами) НАТО рассматривался главным образом как оборонительный военный союз, то сейчас организация явно приобретает черты более наступательные и атакующие. Задавить конфликт в зародыше, не дать ему разрастись, а по возможности и предвосхитить его – эти новые задачи, навеянные и подстегнутые последними действиями США, обозначают новую стратегию.
Среди самих участников альянса отношение к новациям неоднозначное. Богатые и старые члены НАТО настроены консервативно, молодые и не столь преуспевающие готовы к решительным шагам. Как обычно, самостоятельную партию ведут США, уже имеющие подобное подразделение и пока снисходительно поглядывающие на усилия находящихся в кильватере их политики государств.
Совместная натовская супербригада сейчас насчитывает около 9 тыс. военных обоего пола из 14-ти стран. Самый значительный по количеству контингент выставила Испания (2200 чел.), далее идут Франция (1700) и Германия (1100). Меньше всего своих солдат дали Чехия (80 чел.) и Польша (20). США пока откомандировали в NRF 300 человек. Полной боеготовности и укомплектованности в 20 тыс. человек подразделение должно достичь через три года.
Руководство силами быстрого реагирования НАТО, включающими наземные, воздушные и морские подразделения, будет осуществляться из штабов трех направлений: северного в Брунссуме, южного в Неаполе и западного в Лиссабоне. Части "коммандос", проходящих постоянную подготовку, будут периодически перемещаться по треугольнику, обозначенному этими географическими пунктами.
Парад в честь начала функционирования новых сил состоялся там же, в Брунссуме. Он был совсем не пышным, однако имел все символические атрибуты, подобающие историческому событию. Вначале 60 солдат бодро промаршировали по бетону к снаряженным вещмешкам, а затем знамя нового подразделения было передано в руки его оперативному командующему, британскому генералу Джеку Девереллу. Быстрое военное реагирование НАТО началось.