Юбилей компьютерной заразы

Читать в полной версии →
Сегодня юбилей, поздравлять с которым никого не хочется, - 20 лет назад увидел свет первый компьютерный вирус. Его автором стал студент университета Южной Калифорнии Фред Коэн




Сегодня компьютерные вирусы отмечают юбилей. Пройдет еще год, и вредоносные программы станут совершеннолетними (если можно так выразиться) – первая экспериментальная программа, способная к саморазмножению и распространению по сетям, была создана и протестирована в 1983 году. Ее автором стал студент университета Южной Калифорнии Фред Коэн, кстати, он придумал и само понятие "компьютерный вирус".

И все же производить вирусы в промышленных масштабах додумался не он (программки Коэна были неопасными и нежизнеспособными), а пакистанцы - братья Амджад. Они торговали софтом собственного производства и очень переживали по поводу того, что написанные ими программы часто незаконно копируются шустрыми пользователями. Однажды братья создали небольшую программку под названием BRAIN, которую незаметно вставили в свои произведения. Она активизировалась после копирования и доставляла любителям делать нелицензионные экземпляры множество неприятностей.

Кстати, идея вредоносной самораспространяющейся программы возникла не в 1983 г., а почти на полвека раньше. Сначала о вирусах, которые тогда еще так не назывались, рассуждали математики, затем к теме обратились писатели-фантасты. Например, в 70-х увидел свет роман Тома Браннера "На гребне ударной волны", в котором действуют боевые роботы, зараженные вредными программами, попавшими в их "мозги" через третье измерение.

Итак, сначала была наука, затем – научная фантастика, спустя десятилетие – эксперименты американского студента и месть разозленных пакистанцев. И только после этого настал звездный час вирусов - эпоха Интернета. Сейчас с компьютерной заразой с переменным успехом борются разработчики антивирусных программ и специальные подразделения правоохранительных органов, ежегодно на войну с вирусами тратятся десятки миллионов долларов.

Дмитрий ИВОЛГА |
Выбор читателей