Птичку жалко!

Читать в полной версии →
Когда-то клетка с канарейкой занимала прочные позиции в городских квартирах и даже стала символом мещанского быта. А потом, вслед за плюшевыми скатертями и фикусами, эти птички куда-то пропали




"Вот ведь маленькая такая, сволочь, мизинцем зашибить можно, а до чего голосистая! Какие коленца-то выдает! Да ты послушай, послушай!" – Степаныч горделиво прохаживался вокруг клетки, в которой заливалась на все лады крохотная желтая птичка – канарейка. Степаныч обожал этих птиц, занимался их разведением уже лет двадцать и знал про них практически все. Он же обучал канареек пению: включал пластинки с записями флейты, скрипки, голосов лесных птиц и даже сам порой наигрывал на балалайке "светит месяц, светит ясный...". Поэтому канарейки (точнее, кенары) у него пели особенно звонко и изобретательно.

В Европу канареек завезли испанские и португальские мореплаватели, которые в XV столетии открыли Канарские и Азорские острова. Первоначально покупать канареек могли только состоятельные господа. Но постепенно их начали разводить люди самых различных классов и профессий. Старейшая порода певчих канареек – тимбрадос – была выведена в XV в. в Испании. Как полагают, она была получена путем скрещивания канарейки, вывезенной с Канарских островов, с европейским канареечным вьюрком. Порода тимбрадос существует и по сей день. Эти птицы поют с полуоткрытым клювом. На рубеже XVI-XVII вв. итальянские одомашненные канарейки желтого цвета появились в Тироле, где велась интенсивная торговля с итальянскими купцами. Из этого города птицы попали в близлежащие шахтерские местечки Имст и Андреасберг.

Спустя несколько десятилетий канароводы научились облагораживать пение своих питомцев, применяя искусственный отбор и обучение песне. В качестве учителей тирольцы использовали лучших местных исполнителей: соловья, славку-черноголовку, зяблика, коноплянку, жаворонка. Некоторые любители обучали молодых кенаров мелодиям, наигранным на флейте. Постепенно удалось получить птиц, поющих с закрытым клювом, не очень громко и с низкими нотами. Такая песня называлась тирольской соловьиной, а порода канареек – гарцскими роллерами. Говорят, что особо выдающиеся певцы были в коллекции В.Труте, а позже у Зейферта.

В Россию канарейку завезли из Германии в XVII веке. А особый интерес к канарейке появился после того, как в потомстве птиц обычного зеленого цвета появились особи желтой окраски. Такое превращение, кстати, произошедшее почти одновременно во многих странах Европы, орнитологи связывают с изменением условий существования. Это дало толчок к развитию селекционной работы, в результате чего были выведены канарейки различной окраски – белые, желтые, пестрые... Англичане сумели вывести разновидности оригинальных форм и расцветок, например "горбатую", оранжево-красную с темно-зелеными крыльями (нервическую), гигантских манчестерских. Бельгийцы вывели певчую канарейку – малинуа, которая славится не только своим пением, но и красотой. Русскими канароводами были выведены пестрые канарейки при спаривании зеленой и лимонной птиц. Они выносливые, хорошие певцы. Причем отечественные селекционеры специально задались целью вывести таких канареек, пение которых отличалось бы мелодичностью, поэтому отбирались самцы, поющие нежными высокими коленами.

Способы обучения пению использовались самые разные. В основном в роли учителей выступали обыкновенная овсянка, большая синица, московка и гаичка. Иногда самые выдающиеся кенары "обучали" своих собратьев. В результате получился напев, который получил название овсяночного. Особенно ценились павловские канарейки овсяночного напева, которые были хорошо известны в дореволюционной России. Пользовались популярностью, особенно в Германии, и так называемые дудочные канарейки, которых обучали пению при помощи органчиков. Сегодня любители стали обучать канареек пению при помощи магнитофона. Но специалисты уверяют, что от этого качество пения у птичек значительно ухудшилось, поскольку колена природных птиц в исполнении канареек стали звучать искаженно.

Когда-то клетку с канарейкой часто можно было увидеть в деревенской избе. Позже канарейка обосновалась в городских квартирах и даже стала символом мещанского быта. Помните у Маяковского:
Опутали революцию обывательщины нити
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Коммунизм, как известно, был побит не канарейками. Однако с годами канарейки практически исчезли из нашей жизни, вместе с фикусами и плюшевыми скатертями.

Вадим САМОКАТОВ |
Выбор читателей