Благословите женщину
Россия, 2003, 110 мин.
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Светлана Ходченкова, Александр Балуев, Ирина Купченко, Инна Чурикова, Александр Михайлов
При просмотре фильма в голове постоянно вертятся имена двух человек. Первый из них – наш министр культуры Михаил Швыдкой. Несколько месяцев назад он, взяв на себя роль добровольного пиарщика, загадочно рассказывал всем желающим: дескать, погодите, вот выйдет на экраны новый фильм Станислава Говорухина – и появится у нас на небосклоне новая звезда. В смысле, актриса. Он, министр, посмотрел рабочий материал и пришел в полный восторг.
Возможно, рабочий материал изрядно отличался от окончательной версии фильма, но новой звезды не возникло. Можно, конечно, списать все на режиссера, тем более что Станислав Сергеевич действительно не производит впечатления человека, позволяющего своим актерам вольности. Но смотреть два часа на вечно страдающее и глуповато-доброе выражение лица главной героини Маши тяжело.
А вот тут мы подходим ко второму имени. Конечно же, это великий русский поэт Некрасов. Разглядев просто недетский потенциал в русских женщинах, он упомянул только коня и горящую избу. Режиссер фильма пошел дальше – до самого логического конца. Он понял сам и показал нам, что кони с избами – детские забавы по сравнению с самодурствующим мужем.
Маше было всего 17 лет, когда она с первого взгляда жутко влюбилась в военного. Александр Ларичев (А.Балуев) был, как и положено, красивым и здоровенным. Он честно предупредил, что жизнь с ним медом не покажется, но Маша была готова поехать за ним хоть на край света. Она и не подозревала, что "край" будет буквальным. Полтора десятка лет они кочевали от Средней Азии до Сибири, от Москвы до Бреста, нигде не задерживаясь больше чем на пару лет. Только Маша чуть отмоет очередное жилище, побелит, покрасит, как приносится муж и с криками "через два часа уезжаем!" начинает паковать вещи. Детей он иметь не хочет ввиду окружающих трудностей и общей нестабильности.
Так проходит несколько лет кочеваний, потом – война, потом – снова переезды, потом – череда смертей. Причем друзья и родственники Маши умирают один за другим так быстро, что зритель, даже не успевая расстроиться и посочувствовать, впадает в веселый ступор, вспомнив про череду генсеков, отправлявшихся в начале 80-х в вечный коммунизм.
Ни одному конкретному месту или событию не посвящается больше 10 минут экранного времени. Из-за этого фильм напоминают историю, рассказываемую ребенком, который, захлебываясь и сбиваясь, пытается донести до аудитории переполняющие чувства. Общий смысл понять можно, но дается это с трудом. Плюс патриархальные ценности, явно не чуждые режиссеру. Даже меня, человека, далеко не сочувствующего шагающим по планете идеям воинствующего феминизма, глубоко покоробил монолог главного героя про права и обязанности в семье...
В пустыне (Kin)
Великобритания, 2000, 90 мин.
Режиссер: Элейн Проктор
В ролях: Миранда Отто, Айзейя Вашингтон
Есть такая категория граждан, которым зверушки гораздо дороже людей. По их мнению, пусть лучше помрет сотня человек, чем один слон. Я слонов очень люблю. Смотреть. По телевизору. Но отгонять голодающих африканцев от трупа убитого браконьерами слона только потому, что знал этого слона при жизни, – все же некоторый перебор.
Анна работает в службе охраны природы. Домик у нее свой где-то в Африке, в котором она и проживает с братом-священником. Тот не просто священник, а чистый толстовец, непротивляющийся злу насилием. По вечерам Анна с братом любят наблюдать, как слоны пьют воду на водокачке.
Иногда те же слоны заходят в гости и к живущему неподалеку племени. Там они тоже пьют воду, а попутно могут сломать водокачку или раскурочить пару хижин. Туземцы расстраиваются, но Анна объясняет им, что домишки можно отстроить заново, а слоны приходят прямо из Красной книги. Хорошая девушка. Добрая.
Но однажды браконьеры начинают отстрел слонов. Анна кидается за помощью к знакомому следопыту, полиции, коллегам по службе охраны, ставит всех на уши, но, не встретив должного энтузиазма, сама отправляется в пустыню. Правда, не одна. Помогать ей вызывается гостящий тут же афроамериканский адвокат из Америки. Бог его знает, что он в Африке делает. Похоже, корни свои ищет. В борьбе с браконьерами и бюрократами рождается светлое и большое чувство...
В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы... А все фильмы про Черный континент почему-то получаются жутко похожими. Им обязательно присущ пафос и эпический размах, сопровождаемый длинными панорамами. Любые человеческие истории на этом величественном фоне смотрятся мелко и убого. Поэтому встает вполне закономерный вопрос: может, лучше посмотреть "В мире животных"?
Высший пилотаж (Spun)
США, 2002, 98 мин.
Режиссер: Йонас Экерлунд
В ролях: Джейсон Швартцман, Джон Легуизамо, Микки Рурк, Мина Сувари, Британи Мерфи
У Росса есть любовь всей жизни – девушка Эмми. Он по ней буквально сохнет, даже несмотря на тот факт, что должен Эмми 450 баксов. А для наркомана 450 у.е. – очень большие деньги. Ах, да, мы же забыли сказать, что Росс наркоман. Это первое препятствие: Эмми к наркотикам относится как-то не очень. Второе препятствие – расстояние: Росс живет в пригороде, а Эмми – в центре Лос-Анджелеса. А LA, мы вам скажем, это не Москва. Это круче. Дороги там хоть и широкие, но уж очень длинные. И кольцевой нету – косяк на мэра.
Следующее препятствие – Паук Майк и его подружка Куки. Паук – дилер, который так любит свой товар, что тот у него очень быстро кончается. Поэтому Россу приходится много времени проводить в доме Паука в ожидании – может, чего выбросят на прилавок.
Однако самое главное препятствие – Варщик. Огромный человечище и просто гениальный химик. Из всякой легальной фигни, которую он открыто покупает в магазинах, Варщик варит абсолютно потрясающую дурь. Варит он ее обычно мотелях, поскольку процесс сопровождается определенной опасностью типа произвольного возгорания. Свой дом жечь как-то жалко, а мотели... Их в Америке много. Даже если десяток-другой сгорит, никто и не заметит.
Варщик – настоящий мужик. В жизни у него есть любимое дело (см. выше). Есть и любимый досуг – секс. Живая девушка приветствуется, но не является обязательным атрибутом. Есть, в конце концов, телефонные секс-номера. Есть журналы и кассеты с порнухой... Росс хвостиком ходит за Варщиком и выполняет любые его желания. Ведь дружба с ним – это как многоразовый пропуск в рай.
На этапе рекламы "Высший пилотаж" позиционировали типа как продолжение "На игле". Так это неправда. Ни к "На игле", ни к "Реквиему по мечте" фильм не имеет никакого отношения, кроме отдельных визуальных заморочек. Прежде всего, в нем напрочь отсутствует любое морализаторство. Это комедия, хотя и не без черного душка. Просто комедия. На популярную нынче наркоманскую тему. А главный комедиант – Микки Рурк, который здорово изменился за последние лет 20. Но, пожалуй, в лучшую сторону.
Кассеты предоставлены прокатными фирмами "Союз-видео" и "Екатеринбург Арт".