Вот и за "Газпромом" пришли...

Читать в полной версии →
Пока не очень понятно, каким образом налоговые и прочие структуры смогут бороться с компаниями, применяющими легальные методы минимизации налогов. Невольно в голову приходят мысли о Генпрокуратуре




Легким ветерком скандала повеяло от прошедшей вчера пресс-конференции руководителя департамента налогообложения прибыли МНС РФ Карена Оганяна. Чиновник говорил о том, как проходит сбор налога на прибыль в основных отраслях российской экономики. Самым любопытным в его выступлении стало упоминание тех, кто подошел к этому ответственному делу с не должной ответственностью.

Наибольший интерес наблюдателей вызвали претензии к святая святых российской экономики – "Газпрому". Сумма налога на прибыль, уплаченного "Газпромом" в первом полугодии, по словам Оганяна, "очень незначительна" и составляет от 1 до 2 млрд рублей. В то же время компания декларировала в этот период максимальную прибыль, ее отчисления на амортизацию тоже весьма велики. Прояснить ситуацию мы попросили представителя управления по работе со СМИ РАО "Газпром".

"Причина небольшой величины уплаченного "Газпромом" налога на прибыль в том, что прибыль российские компании с 1 января 2002 г. (в связи с изменением Налогового кодекса) рассчитывают дважды: для бухгалтерского учета и для налогового учета – для налогообложения. При этом прибыль для налогового учета существенно отличается от размера прибыли по бухучету. Причина этого различия – ускоренная амортизация. 25-я глава Налогового кодекса разрешает компаниям проводить ускоренную амортизацию. Амортизация относится на затраты, таким образом, прибыль по налоговому учету бывает меньше прибыли по бухучету, и именно с нее платятся все налоги. "Газпром" применил эту статью закона; это позволило сократить уплату налога на прибыль и получить источник финансирования капвложений. По данным годового отчета "Газпрома" за 2002 г., компания сократила уплату налога на прибыль на 28 млрд рублей. Кроме того, за I полугодие 2003 г. "Газпрому" было начислено около 13 млрд руб. налога на прибыль, а не 1-2 млрд, как указывает г-н Оганян".

Напрашивается вывод о том, что легальные схемы минимизации налоговых выплат, повсеместно применяемые российскими компаниями, начинают попадать в центр внимания контролирующих органов. Претензии в адрес "Газпрома" можно расценивать как попытку властей навести порядок в экономике и урезонить слишком уж хорошо почувствовавших себя сырьевиков. С другой стороны, пока не очень понятно, каким образом налоговые и прочие структуры смогут бороться с компаниями, применяющими подобные методы минимизации налогов, учитывая тот факт, что эти методы легальны. Невольно в голову приходят мысли о Генпрокуратуре...

Наталья ПРОХОРОВА |
Выбор читателей