|
Возможно, что главными результатами выборов станет громкое поражение КПРФ, которая не наберет даже 20% голосов, а также не прохождение в Думу "Яблока". Если все происходящее вписывается в сценарий, разработанный в недрах администрации президента, представительная власть в России формализуется даже не на четыре года, а на гораздо больший срок. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
КПРФ. Накат на коммунистов в эту избирательную кампанию сравним с травлей лужковско-примаковского ОВР в 1999 г. или с прессингом Зюганова на президентских выборах 1996 года. Главные антикоммунистические тезисы о несоответствии нынешней верхушки КПРФ "славным традиция партии" имели явную цель: расколоть коммунистов, вызвать в рядах партии необратимые процессы распада. Сначала Зюганова покинули Селезнев со товарищи; еще более болезненным для руководства КПРФ стал скандальный разрыв с Сергеем Глазьевым, ушедшим в "Родину". Справедливости ради стоит отметить, что Зюганов и сам подставился, неосторожно включив в свой избирательный список фамилии крупных предпринимателей и дав связать себя в общественном мнении со скандальным Березовским. И хотя ничего доказать пока не удалось, осадок остался. Этот "осадок" дал о себе знать на недавно состоявшихся в трех российских городах предварительных выборах, на которых КПРФ не смогла заручиться и 15% голосов.
Факт редеющих рядов депутатов-коммунистов, волею обстоятельств ставших единственными оппозиционерами "партии власти" (в широком смысле этого выражения), становится угрозой прежде всего лично для Зюганова. Нет никаких сомнений, что провал КПРФ – а те же 14-15% будут рассматриваться как провал – поднимет вопрос о соответствии Геннадия Андреевича миссии вождя левого движения. В одном из своих последних интервью Зюганов предупредил, что очень жестко отреагирует на факты фальсификаций. Вообще-то, раньше за ним такого не числилось – в смысле, не заявлять, а действовать. Но в данном случае он может быть вынужден именно так и поступить, хотя бы из чувства самосохранения.
"Единая Россия". С "партией власти" все понятно. Свои 30% она набирает, так что интрига здесь если и есть, то чисто умозрительная. Например, насколько больше 30% "единороссы" наберут в Башкирии или Татарстане или сумеет ли Лужков раскрутить москвичей на голоса в пользу "партии власти" (до сих пор жители столицы делали различия между мэром и партией, в первую избирательную тройку которой он входит). Победу "Единой России", сделавшей слово президента своей Библией, а лик президента – своей иконой, можно оценивать только в контексте отношения к курсу президента. В этом смысле "единороссы" никого и не обманывают. "Если вы вместе с Путиным, голосуйте за нас", призывают они, и абсолютно правы: тот, кому нравится президент, и должен голосовать за политическую силу, регистрирующую его решения на законодательном уровне. "Единороссы" ни при каких обстоятельствах не будут определять вектор развития страны, ибо их тащат в Думу только для того, чтобы это делал, в том числе и за них, Путин.
СПС. Почти нет сомнений в том, что правые окажутся в Думе, уверенно преодолев 5%-ный барьер. Объективно это произойдет не потому, что в избирательную тройку лидеров записался Анатолий Чубайс. И не потому, что в Кремле нужно поддержать некую иллюзию представительства в Думе всех политических флангов. В России создалась уникальная ситуация, когда людей бизнеса становится все больше, а права их попираются все чаще. Можно как угодно долго спорить, насколько эффективно Чубайс с Немцовым способны отстоять права хозяина кафе, когда они оказались бессильны помочь Ходорковскому, но кроме как СПС помочь бизнесу сегодня никто не сможет, да и не захочет. Правые в следующей Думе останутся при своем: масса правильных слов, горы серьезных экономических выкладок и – никакого влияния на власть.
"Яблоко". "Яблочники" стоят на краю пропасти. По всем опросам, они либо не берут 5%-ный барьер, либо балансируют на грани. Нынешняя избирательная кампания "Яблока" была достаточно невнятной и какой-то инертной. Впрочем, такой же, как и их работа в Госдуме. Возможно, какие-то проценты Григорий Явлинский получит как лидер, несправедливо обиженный СПС, чей предвыборный штаб развязал против лидера "Яблока" беспрецедентный силовой прессинг. Однако главной проблемой "яблочников" все же остается поразительная немасштабность даже без претензий на идеологию. В необустроенной стране, вечно не знающей, куда она идет и зачем, сложно оставаться исключительно правозащитной партией.
ЛДПР. В 1999 г. Жириновскому предсказывали последний срок в Думе. От выборов к выборам электоральная база партии становилась все меньше, и, казалось, закономерный финал не за горами. Сегодня Владимиру Вольфовичу пророчат чуть ли не 9%, однако даже 6% станут для него блестящей победой. Ведь это раньше можно было говорить, что Жириновский в Думе нужен был Кремлю для комфортного расклада при принятии решений. С появлением всё за всех решающей "партии власти" такая необходимость отпала сама собой. Если же Жириновский и в этот раз покажет прежний результат (не говоря уже о более высоком), всем придется крепко задуматься над вопросом о парадоксе маргинализации страны на фоне расхваливаемых политической стабилизации и экономического роста.
Выборы-2004 никак не демократизируют складывающуюся в России политическую систему, потому что будущей Думе уготовлена роль, в лучшем случае, квалифицированного регистратора. Важно понимать, что сказанное соответствует задачам и целям, которые ставит перед выборами не избиратель, а сама власть. Именно поэтому важно придти на выборы – поддержать либо опровергнуть эту логику.