Удачная смерть нацистского преступника

Читать в полной версии →
В Коста-Рике скончался украинец, обвинявшийся в военных преступлениях. В течение 55 лет ему удавалось скрываться от правосудия. В итоге он умер на больничной койке, а не на тюремных нарах




Вчера в одном из госпиталей неподалеку от столицы Коста-Рики Сан-Хосе скончался 81-летний выходец из Украины Богдан Козий. Он обвиняется в совершении преступлений на территории СССР и Польши во время II мировой войны. По официальной информации, с 1942 по 1944 г. Козий, служивший полицаем и оказывавший активную помощь спецподразделениям СС, лично совершил не менее 20 убийств на оккупированных фашистами территориях. Кроме того, следствие установило, что именно Козий являлся инициатором уничтожения еврейских семей и выдавал эсэсовцам членов семей коммунистов.

После окончания войны Козию удалось бежать в США. В конце 70-х, когда о его преступлениях стало известно американскому правительству, бывшего полицая выдворили в Коста-Рику, где он и прожил последние 20 лет своей жизни. Ранее его экстрадиции в Москву или Киев добивались официальные власти СССР, однако они не смогли предоставить достаточных доказательств его злодеяний. Выдачи Козия в Израиль добивался также Центр Симона Визенталя. В 2001 г. правительство Коста-Рики постановило выдворить экс-нациста за пределы страны, но ни одно государство не пожелало принять у себя военного преступника. В начале этой недели выдачи преступника потребовала Варшава. Правительство Коста-Рики, рассмотрев, требование польской стороны, дало свое принципиальное согласие на отправку Козия в Польшу.

Сразу же после официального объявления об этом у Козия случилось кровоизлияние в мозг. Он был доставлен в госпиталь Сан-Рафаэль де Алахуэлла в 23 км от Сан-Хосе. По словам министра безопасности Коста-Рики Рохелио Рамоса, власти всерьез подумывали о том, чтобы разместить на территории госпиталя автоматчиков для охраны бывшего нациста. Как утверждают медики, Козию был сделан целый ряд экстренных процедур, однако все они оказались бесполезными.

В этой связи польская, израильская и украинская пресса отмечает, что смерть Козия была "весьма удачной", ибо он скончался именно на больничной койке, а не на тюремных нарах. Если бы польский суд признал Козия виновным в совершении военных преступлений, ему грозило бы пожизненное заключение.

Андрей СПИРИДОНОВ |
Выбор читателей