|
Столь пристальное внимание, уделяемое в последние месяцы вопросу о состоянии российской транспортной системы, является очередной демонстрацией серьезности намерений исполнительной власти диверсифицировать экономику России и снять страну с сырьевой иглы. Надо полагать, что по мере приближения президентских выборов таких свидетельств будет появляться все больше. Что же касается транспорта, то, как уверяют официальные лица, при должном его развитии Россия имеет все шансы стать мощным транзитным государством. "Сегодня реализация транспортной стратегии - это выход на совершенно другой уровень для экономики страны. Самый близкий путь из Европы в Азию лежит через Россию, и стратегия в перспективе позволит России стать главным звеном в этой транспортной цепочке и в полной мере использовать свое геополитическое преимущество", - заявил в интервью РИА "Новости" губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. С решением предусмотренных стратегией задач "Россия может рассчитывать на ведущую роль международного транспортного перевозчика", - поддержал коллегу губернатор Новосибирской области, руководитель рабочей группы Госсовета Виктор Толоконский.
Между тем на сегодняшний день отечественная транспортная инфраструктура, мягко говоря, оставляет желать лучшего. По словам Яковлева, доля транспорта в ВВП России составляет около 8%, на него приходится 12% инвестиций. 32 тыс. населенных пунктов, в которых проживают свыше 12 млн человек, лишены круглогодичного доступа к магистральным путям. 20% основных дорог работают в режиме перегрузки - темпы автомобилизации заметно превышают темпы строительства автострад. "Это способствует снижению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг", - подчеркнул Яковлев.
Правда, российские граждане стали более охотно пользоваться услугами авиатранспорта. Но и здесь есть свои проблемы: возросший пассажиропоток грозит в ближайшие пару лет превысить возможности парка самолетов. Его необходимо пополнять и обновлять. Требуется также системное реформирование механизма управления общественным пассажирским транспортом, в частности, следует решить проблему льготных пассажиров. "Не надо превращать пассажирские предприятия в заведомо убыточные", - сказал вице-премьер.
Не забывают чиновники упомянуть и о необходимости перевода транспортной системы на рыночные рельсы. По данным Минтранса, реализация Транспортной стратегии потребует 600 млрд руб. ежегодно. Государство "способно профинансировать лишь одну пятую часть" этих расходов. "Надо использовать все механизмы прихода инвестиций. В частности, в стратегии рассмотрены принципы частно-государственного партнерства, концессий и платности транспортной инфраструктуры", - резюмировал министр транспорта Сергей Франк.