Байкало-Амурская магистраль достроена

Читать в полной версии →
Последний и самый сложный участок дороги - Северо-Муйский тоннель - торжественно сдан в эксплуатацию. Специалисты ожидают от завершения строительства большой экономической выгоды для всей страны




В пятницу был торжественно открыт последний участок Байкало-Амурской магистрали, которая строилась на протяжении 30 лет. Из официальных лиц на церемонии присутствовали глава ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев, вице-премьер России Владимир Яковлев и президент Республики Бурятия Леонид Потапов.

Сданный в эксплуатацию отрезок пути - Северо-Муйский тоннель, прорытый под одноименным горным хребтом, - является во многом уникальным. Его длина - свыше 15 км, это самый длинный тоннель в России. Природные условия в этом районе крайне сложные: вечная мерзлота, подземные воды, тектонические разломы. Но эти препятствия не помешали строителям - а их в общей сложности насчитывается около 30 тыс. человек - выполнить свою задачу.

До сих пор поезда, идущие по магистрали, направлялись в объезд незаконченного тоннеля. На преодоление 54-километрового участка требовалось целых 2,5 часа - из-за опасности сорваться с горы или попасть под лавину приходилось двигаться с минимальной скоростью. Теперь на то, чтобы миновать Северо-Муйский хребет, нужно всего 15 минут, и при этом пассажиры и грузы практически не подвергаются риску. Расчетный срок эксплуатации тоннеля оценивается в 100 лет.

Проблема грузоперевозок между центром и Восточной Сибирью назрела давно - Транссибирская магистраль и автодорога Москва - Владивосток не в состоянии обеспечить нужную пропускную способность, а недостроенный БАМ до сих пор был загружен лишь на четверть. Поэтому открытие туннеля и увеличение грузооборота принесет российской экономике немалую выгоду. Ожидается, что благодаря ему станет возможной разработка новых месторождений угля и железной руды, а также экспорт нефти в страны Азии. Кроме того, строительство магистрали и снижение тарифов на перевозку грузов позволит закупать многие товары, необходимые для экономики Сибири и Дальнего Востока, в европейской части страны, а не в Китае, как это делалось до сих пор. Таким образом будет частично преодолена возникшая в последние годы обособленность этих районов от остальной России.

Вице-премьер В.Яковлев в своей торжественной речи подчеркнул эти моменты, назвав БАМ "вторым выходом России к Тихому океану".

Теперь властям предстоит решить другую проблему, связанную с магистралью. Строители, жившие возле места работы, теперь уедут, а те люди, которые обеспечивали их жизнь, останутся без работы. Таких насчитывается около 300 семей. Впрочем, чиновники обещают помочь им с переселением и обустройством на новом месте.

Альбина ВЕДЕНКОВА |
Выбор читателей