|
Что поразило - так это то, что многие из работ некогда культового художника извлекли из фондов Музея изобразительных искусств им. Пушкина… Не стоит ли что-то из этих самых фондов поместить и в постоянную экспозицию? Впрочем, наряду с работами из наших фондов на стенах Музея личных коллекций возникли и произведения, привезенные внуком живописца Джоном Мухой из Англии, а также работы из Фонда Мухи, созданного в Чехии в 1990 году. Выставка "Цветы и грезы ар-нуво", что проходит при участии Чешского культурного центра, представляет исключительно плакатное творчество Альфонса Мухи. Но, ведь, именно плакаты и были своеобразной визитной карточкой ар-нуво – стиля, известного в России более под названием модерн. С плакатов начинал и сам Муха, когда после окончания Мюнхенской академии художеств прибыл в Париж. Славу молодому чеху на этом поприще сделала великая актриса Сара Бернар, которой, несмотря на старорежимность ее взглядов, весьма приглянулась афиша, созданная Мухой для ее спектакля "Жисмонда". С тех пор в течение пяти лет удачливый чех оформлял все афиши и программки первой звезды Парижа.
Сара Бернар буквально влюбилась в лилии и нарциссы, коими теперь оформляются буквы ее славного имени. Вскоре работы Мухи появились на шампанском, на конфетах и даже на пачках сигар. А украшение московской экспозиции – плакат "Монако. Монте-Карло" - был выполнен и вовсе по заказу французской транспортной фирмы. Разумеется, кроме плакатов Альфонс Муха создавал литографии, картины (в чем соперничал с более брутальным Густавом Климтом) и скульптуры. Сегодня это наследие распылено между фондом художника, собранием уважаемого внука – последнего представителя династии - и многочисленными коллекциями. И представить масштабную экспозицию творчества Альфонса Мухи весьма затруднительно. Так что пока восхищаемся плакатами. Кстати, выставка знаменитого художника (она продлится до 10 января) лишь начинает серию показов, посвященных творчеству плакатистов Европы. Они пройдут в Музее личных коллекций в течение года.