Бурное развитие телекоммуникационных технологий в России скоро должно привести к удивительному результату: количество обладателей мобильных телефонов должно в текущем году превысить число стационарных телефонов. Подобные достижения операторов сотовой связи не могли пройти мимо любителей заработать.
Первыми в мире с мобильным спамом столкнулись, естественно, американцы и японцы. Столкнулись и пришли в ужас. Некоторые операторы берут с пользователей деньги даже за поступающие на их телефоны SMS-сообщения. То есть получатель нежелательного письма, как правило, рекламного характера не только вынужден знакомиться с ненужной информацией, но и оплачивать ее получение. Заблокировать получение подобных сообщений можно лишь, зная уникальный номер отправителя. В случае рассылки SMS из Интернета вычислить отправителя становится делом почти нереальным.
Как только количество абонентов сотовой связи в России достигло критической массы, SMS-рассылки всерьез заинтересовали и отечественных спамеров. Даже ребенку, далекому от высоких технологий, давно известно, что базы абонентов некоторых компаний не первый день находятся в полулегальной, но вполне доступной продаже. Остальное – дело техники. Несмотря на относительную дороговизну для отправителя SMS-рассылок, ими очень активно пользуются, признавая невероятную эффективность этого вида рекламы. По некоторым данным, спам в электронной почте читают до 20% получателей. А пришедшую на телефон SMS-ку прочтет, сами понимаете, каждый. Другое дело, какие это может вызвать эмоции.
Хотя все крупные московские операторы в один голос утверждали и утверждают, что сделали все возможное для затруднения действий спамеров, иногда такое все же случается. "ВымпелКом" совсем недавно заверял, что "система определяет IP-адреса, с которого пришел спам, а также провайдера, предоставившего трафик, который незамедлительно блокируется". МТС убеждала, что любое сообщение проходит через SMS-центр компании и может быть заблокировано при первом подозрении на спам. Все операторы уверены, что подобные рассылки носят единичный характер, и число жалоб от абонентов не превышает одной в месяц.
За комментариями мы обратились к специалистам "ВымпелКома": "Да, много возможностей обойти систему, но эта проблема решаема. Люди используют какие-то подставные номера, подставные IP-адреса, пользуются IP-телефонией, но нет такой незаконной системы, которую нам не удалось бы ликвидировать".
Исходя из того, что входящие SMS для абонентов российских операторов, как правило, бесплатны, главным неприятным моментом может стать время доставки сообщения. Подписавшись на сайте известной компании на рассылку сообщений с результатами матчей чемпионата мира по футболу, многие абоненты с возмущением слышали в 4 часа Yтра противный сигнал телефона о том, что пришло очередное сообщение с результатом матча, завершившегося 12 часов назад. Обжегшись раз, люди, ценящие свой сон, отказались от каких-либо рассылок раз и навсегда.
Но не тут-то было! Спокойный отдых абонентов решили потревожить другим способом. Известно, что в иных областях деятельности мы по-прежнему впереди планеты всей. С сожалением приходится констатировать, что к этим областям добавилась еще одна. И не самая приятная. А именно, SMS-рассылки политической рекламы.
Первый звоночек прозвучал из далекого Екатеринбурга, где перед выборами мэра города абоненты местного отделения "Мегафона" и "Уралтела", екатеринбургского отделения МТС, получили SMS-ки с требованием голосовать за одного из кандидатов. Представители операторов сотовой связи быстро выяснили причины вопиющего факта. Оказывается, спамерам удалось взломать сайты компаний и через SMS-гейт осуществить незаконную рассылку. Возможность отправки SMS с сайтов компаний была быстро прикрыта.
Следующей жертвой стал город на Неве. В последнее время именно оттуда доносится наиболее громкий стон абонентов, страдающих от SMS-спама. Начало же положила рассылка, произведенная накануне прошедших губернаторских выборов Северной Пальмиры. После выборов, по всей видимости, понравившуюся технологию решили применить и в коммерческих целях, буквально заваливая абонентов текстовыми и голосовыми сообщениями рекламного характера.
Несмотря на бравые заявления московских операторов связи, следующей жертвой стала именно столица. Перед выборами в Государственную думу многие москвичи с удивлением увидели на экранах мобильных призывы голосовать за "Единую Россию". Пользователи городских стационарных телефонов тоже без особого восторга услышали металлический голос в своих аппаратах, призывающий голосовать за ту же партию. Партия поспешила откреститься от участия в подобной акции, назвав произошедшее "черным пиаром" и обвинив в этом политических конкурентов.
Снова слово представителю "Би Лайна": "Да, перед выборами в Госдуму возникли какие-то моменты. Нашим абонентам звонил автоинформатор и тоже агитировал голосовать за какую-то партию. Тогда эта проблема была решена. Мы никакого отношения не имеем к таким рассылкам, более того, мы не предоставляем наши базы третьим лицам. Единственное, что тут можно предположить: идет какая-то веерная рассылка по всем нашим номерам. Но у нас есть свои методы борьбы с такого рода спамом: если к нам идут какие-то обращения, жалобы по поводу каких-то конкретных действий, мы активно сотрудничаем и с интернет-провайдерами, и с другими операторами. Если нам предложат за SMS-рекламу много денег, мы откажем, так как мы не занимаемся подобного рода рассылками, у нас есть свой бизнес, мы предоставляем услуги связи, дополнительные сервисы, которые делают услуги связи удобнее, разнообразнее, жизнь абонентов удобнее. И рассылками подобного рода мы не занимаемся. И опять же мы - компания, которая занимается бизнесом, а не политикой".
На носу выборы президента России. И уже поступают первые жалобы на то, что абоненты той или иной компании получают, кто текстовые, а кто и голосовые призывы отдать бюллетень за президента Путина. Вряд ли подобные действия могут серьезно осложнить жизнь главному кандидату, однако осадочек неприятный у каждого, кто получит подобные "письма счастья", останется.
Напоследок можно добавить, что в цивилизованных странах, уважающих покой и личную жизнь своих граждан, принимаются законы, ограждающие пользователей от подобных действий. К примеру, Европарламент принял окончательное решение о защите электронных коммуникаций. Теперь для того чтобы осуществлять массовые рекламные рассылки по SMS, электронной почте или факсу, маркетинговым компаниям необходимо получить согласие на получение этих посланий со стороны адресата. Остается дождаться, когда подобные мысли посетят и наших законодателей.