Кино для мужененавистниц

Читать в полной версии →
Фильм "Проект Александры" стал заметным событием на фестивале австралийского кино в Москве. Оказывается, можно снять эротический триллер, в котором главный герой целый час сидит в кресле, уставившись в экран телевизора




Фильм Рольфа де Хира "Проект Александры" позволяет российским зрителям заново открыть для себя австралийское кино. До сих пор самыми известными картинами, сделанными в Австралии, у нас были обе части "Безумного Макса" с Мелом Гибсоном, "Крокодил Данди" с Полом Хоганом и "Пианино" обладательницы каннской "Золотой пальмовой ветви" Джейн Кэмпион. Ну и, пожалуй, австралийские мини-сериалы, прошедшие на российских телеэкранах, – "Возвращение в Эдем" и "Все реки текут". Из фильмов, прогремевших в последние годы, назовем оскароносный "Мулен Руж".

Но, конечно, список замечательных австралийских картин перечисленными выше названиями не ограничивается. Австралийское кино последние лет десять цветет, регулярно поставляя хиты на международные фестивали. Оно забирает какой-то странностью, характерной и для самой Австралии – полуострова-недоконтинента, заселенного душами вытравленных аборигенов, потомками английских каторжников и овцами.

Считается, что первый полнометражный фильм в истории мирового кинематографа был в 1906 г. снят именно в Австралии ("История банды Келли", продолжительность – 66 минут, затраты на производство – 4 тыс. фунтов), поэтому с полным правом можно сказать, что кино Австралии имеет очень долгую историю. В 1907-1928 гг. на Зеленом континенте было произведено 150 художественных фильмов, но с 1929 г. местная киноиндустрия впала в кризис, продолжавшийся несколько десятилетий. Причиной стало активное наступление зарубежного звукового кино, экономический спад в стране и переход контроля над австралийским кинорынком к британским и американским дистрибьюторам.

После Второй мировой войны Австралия стала местом паломничества европейских и американских кинорежиссеров, привлеченных экзотической природой этой страны и новыми сюжетами из жизни местных жителей ("На пляже" Стэнли Крамера, 1959; "На закате дня" Фреда Зиннемана, 1960 г.). В 1960-70-е в Мельбурне и Сиднее возникла андеграундная кинокультура. Молодые режиссеры призывали к возрождению австралийского кинематографа, к привлечению государственного финансирования для местных кинопроектов. В качестве основного аргумента выдвигалась необходимость отражения и сохранения культурного наследия Австралии на экране. Под давлением общественного мнения правительство начало программу поддержки отечественных кинематографистов. С последними достижениями которых можно познакомитьтся на проходящем в столичном кинотеатре "Фитиль" фестивале австралийского кино.

Одним из самых заметных фильмов фестиваля стал "Проект Александры" Рольфа де Хира. Режиссер рассказывает, что во время предварительного показа картины в Сиднее один мужчина закричал, глядя на происходившее на экране. Позднее, когда Рольф отвечал на вопросы зрителей, другой мужчина набросился на режиссера и на его фильм с гневными упреками. По словам де Хира, "хотя некоторые считают "Проект Александры" феминистской драмой о мести, конечно, она таковой не является".

Сюжет фильма посвящен странным взаимоотношениям в "простой австралийской семье". У ее главы Стива день рождения. Вечером его ждет праздничная вечеринка, которую устроят его дети и жена Александра. Он едет домой, но вместо родных на пороге его встречает жуткая тишина. Стив бродит по дому в поисках жены и детей и внезапно находит видеокассету с надписью "Посмотри меня". Когда Стив вставляет ее в магнитофон, на экране появляется Александра и начинает сеанс соблазнительного стриптиза. Но здесь что-то не так. Стив с ужасом видит, что с экрана в него целится пистолет... Не будем дальше пересказывать историю, тем более что фильм, скорее всего, купят для российского проката и те, кто не смог посетить в эти дни австралийский фестиваль, его увидят.

По мнению Хелен Будей, исполнительницы главной роли, "Проект Александры" открыл для кинематографа новую область: сексуальную политику брака. Она считает, что де Хир проявил смелость, написав сценарий к этому фильму и поставив его. Эта картина "разделяет зрителей на два лагеря: защитников прав униженных жен и шовинистически настроенных мужчин". Помимо всего прочего, де Хир доказал, что можно сделать триллер, в котором главный герой целый час сидит в кресле, уставившись в экран телевизора. А в век беспричинного насилия и повсеместных спецэффектов в кино это действительно достижение.

Стоит отметить, что мероприятие в "Фитиле" только началось, и киноманам предложат еще множество увлекательных фильмов загадочного Зеленого континента.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей